Позволю себе несколько мыслей «вслух». Что такое современная “Commedia Dell’arte”?
В принципе, это тема для научной работы, докторской. Но, если попытаться коротко - то, разумеется, сегодня она стилизованная, ну как бы осовремененная по внешней форме, хотя по школе, по нутру, по тренингу - это та же “Commedia dell’arte”, что была в 15 веке.
"Шут на троне"
“Arte” означает по-итальянски не только «ИСКУССТВО», но «Уменье», «Ремесло», «Цех», а название Commedia dell”arte - «Профессиональная Комедия», указывает на профессиональный характер, в отличие от других форм театра и Итальянского Возрождения, да и вообще мирового театра в целом, где господствовало дилетантское начало. Самое главное здесь «ИГРА». Все остальное подчинено ей «Игре». Разумеется, и Commedia Dell’arte, и любой другой Театр, будь то древнегреческий, в том числе «Эпический», Римский и др., - были актуальны и авангардны для своего времени, для своего зрителя, тогдашнего. Сегодня мы можем и должны взять суть, зерно Школы и на этом построить новый театр, что я и пытаюсь делать всю свою жизнь. Как это удается? Об этом может судить только зритель и больше никто, даже самый «добрый» чиновник. Хотя по сути добрых чиновников не бывает. Бывают много берущие и достаточно берущие. Ну, да ладно.
"Взятки или благодарность"
Думаю, нам удалось синтезировать некоторые эксперименты Е.Вахтангова, разумеется, как мы это понимаем. Я имею в виду в целом Фантастический Реализм.
"Франсуа Вийон"
Что касается этических и, в том числе, эстетических Вахтанговских канонов, которые, как мне кажется, не только сегодня игнорируются в театре им. Е.Вахтангова, но и умышленно извращаются, то мы пытаемся по мере наших сил, возможностей и понятий - восстановить и сохранить.
Современная “Commedia dell”arte” - это, в первую очередь, Школа воспитания актера - современного, владеющего ремеслом так, как не может дать ни одна другая школа, хотя бы потому, что все другие Школы проповедуют одно какое-либо направление, однобоки, так сказать, и подвержены сплетням и скандалам, выяснениям отношений (кто основал, кто первый и прочую чушь).
То есть, «зерно» - суть Школы, а форма - понятие не только внешнее, но и внутреннее, если вспомним опять Е.Вахтангова (элемент «чувство формы») -постоянно меняющееся, экспериментальное и, разумеется, уникальное явление.
... Как выразилась не вполне грамотная журналистка - «набор персонажей», то могу сказать, что Великая “Commedia dell”arte” - это, пожалуй, единственная профессиональная Школа. Может быть в «школе переживания» и персонажи
а вот у нас это называется «Маски». Да, действительно, их не так много, но и не так мало - ровно столько, сколь необходимо практически для всех фьяб, фабул для импровизации. Вот и подошли к самому главному - к Импровизации как основе Школы. Итак, современный актер должен быть импровизатором, а это такая ПРОБЛЕМА для «школы переживания» или «школы перетягивания» - не знаю даже как точнее.
Хочу спросить, почему так много вопросов на тему Комедии?
Неужели наша многоуважаемая журналистка думает, что “Commedia dell”arte” - только комедия и ничего больше. В таком случае очень печально.
"Шут на троне"
Что касается ЗРИТЕЛЯ в Америке и в России, думаю, что особой разницы нет. Театральный зритель везде практически одинаково эмоционален и понятлив. Разумеется, есть специфические вещи, над которыми смеются в штатах, и не смеются у нас, в России, - но это настолько незначительно, что об этом говорить даже не стоит.
«ИУДА» - спектакль, где я хочу поделиться своими мыслями об одиночестве и предательстве. Эти два монстра человеческого состояния, меня сегодня волнуют и интересуют.
О «Гамлете» много написано. Можно посмотреть и выбрать.
"Гамлет"
«Лысая Певица» - прекрасный спектакль, поставленный моим учеником, «стариком» театра Олегом Черкасом. Я считаю, что этот спектакль соответствует нашей Школе и может быть даже кассовым.
"Шут на троне"
Настоящий театр не может, не должен иметь «стиль». Стиль - это плохо, это дилетантское начало, однобокость. Настоящий Театр в моем понимании - это столько стилей, сколько спектаклей в репертуаре.
На меня оказали непосредственное влияние и воздействие:
Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Андреев, И.Бах, Леонардо да Винчи, И. Босх
М. Лермонтов, Ш. Бодлер, Е. Вахтангов и Иисус Христос…
С уважением,
Сергей А. Мелконян
Весна 2001 г. Москва
сайт театра "Арлекин" www.arlekintheatre.com