Специфика взгляда. В России делают одно говно. Музыка.

Jan 27, 2016 16:33



Всем привет. Прошло некоторое время с моего поста о кино, думаю, что настал момент продолжить. И сегодня мы поговорим о музыке.

Давайте сразу поясним. Мы под словом «музыка» будем подразумевать то, что подразумевается под этим словом широкими слоями населения - а именно песни-пляски в одиночку или с коллективчиком, то есть, есть некий харизматичный фронтмен (или вумен для феминисток), кривляющийся с микрофоном и все остальные.

Почему нет смысла в данном ключе рассматривать инструментальную музыку. Потому что это абсолютно другой срез и во всех странах ее позиции одинаковы. Ее любят, ее слушают, ее превозносят, но стадионов она не собирает (или собирает, но совсем уж в исключительных случаях). Проблема тут в том, что инструментальная музыка для обычного уха хоть и красива, но зачастую слишком сложна, слишком незапоминаема. Конечно, мы все знаем знаменитые классические произведения, но если вступления узнают все, то включите человеку просто случайный момент той же Пятой Симфонии Бетховена или Токкаты и фуги Баха и он долго будет вспоминать, где это слышал.

Инструментальная музыка в отличие от музыки популярной очень часто не имеет десятки раз повторяющихся последовательностей, которые просверливают в мозгу дырку так, что сложно потом отъебаться.

Плюс, «хороший» и «популярный» - это очень разные вещи. У нас много виртуозов, еще больше просто хороших скиллованых музыкантов (потому что талант при игре на чем-то - это малая часть процесса, большая часть - это надрачивание, надрачивание, надрачивание), но единицы более-менее популярны. Из массовых, например, на ум приходит только тот же Зинчук (который, кстати, прославился в основном скиллом в чужих произведениях). Кто-то вспомнит Дидюлю (потому что афиши были большие). У «них» это Мэй.

Ну в общем имена разные, суть одна - когда говорят, что музыка в стране говно, то имеют в виду массовые жанры - поп, рок (в любых проявлениях), рэп и т.д. и т.п. Чтобы было проще, давайте по жанрам.


ПОП

Музыка больших денег. Очень больших денег. Очень-очень больших денег. В нашей стране пренебрежительно - попса.

Впрочем, процесс становления поп-звезды одинаков, что там, что тут. Фапабельная дЕвица (или хлопец, вероятно, тоже фапабельная) иногда с зайчатками голоса раздевается, выставляется на сцену. Открывает рот, едет в другой город. Повторить N-раз, выбросить, найти новую…

Так почему же у них есть интернациональные звезды, а у нас нет? Как справедливо заметили в предыдущем посте акино, дело не в деньгах, а в профессионализме. Однако, тут стоит пометить, что деньги - прекрасный мотиватор к профессиональному росту. Но тем не менее основной посыл верен и здесь - профессионализм никого не интересует, а ответственны за это, внезапно, потребители.

Давайте честно, чисто по смысловому содержанию большинство коммерческой популярной музыки - это ввинчивающиеся в башку речевки, ритмы и формы. Что там, что здесь главное - эпатаж, популярность приобретается не через скилл, а через скандал и оголение.

По смысловому содержанию песни звезд интернациональных не сильно ушли вперед от «Муси-пуси». Фишка в том, что нам оно кажется качественнее, потому что в большинстве своем мы не понимаем о чем там поется. Но «они»-то понимают.

И вот тут снова выползают деньги. Количество вложенных денег на всех этапах просто несравнимо. Несравнимы стоимости песен, несравнима работа звукорежиссера, несравнимо сопутствующее шоу.

Сравните хотя бы клипы. С одной стороны торчащие из-под сарафана трусы (какая-то стыдливая постсовковая эротика что ли) с другой просто тонны спецэффектов и голая телка на шаре. Шо то хуйня, шо это хуйня (ух-ты, ох-ты, вода, вода, вода) на мой вкус, однако с позиций логики второе из-за вылизанности и лощености смотреть приятнее.

Но зачем? Я не зря помянул фанатов. Женской части населения достаточно слезливых баллад про то, что она его любила, а он ее не любил, мужской - сисек черненькой. Иногда все это можно разбавить чем-нибудь таким, что хуй выкинешгь из головы, типа «О боже какой мужчина, я хочу от тебя сына» или «Лада-седан! Бак-ла-жан!»

А интернациональные звезды. Что ж они есть, только, во-первых, ошибочно думать, что они только «там» (если, как обычно, под «там» у нас подразумевают Америку), во вторых их единицы на каждую страну, просто ими был выбран вариант петь на интернационально-удобном языке, сиречь, на английском и стечься туда, где больше денег. Ну иногда и талант, конечно, хоть и реже.

В целом же, ругать поп-музыку за что-либо не имеет никакого смысла. Это развлекательный повторяющийся фон, эксплуатирующий органы чувств на самом низком уровне для одних и быстрый способ заработка без надежд на легендарность (но бывает, бывает) для других (потому что гонящихся за «американской» мечтой больше чем потомственных токарей).

РОК

Изначально чуждый нам стиль музыки, да и сейчас чуждый, учитывая, где кроются его корни. Где-то мною было прочитано замечательное определение: «Рок-музыка - это музыка агрессивных ритмов и минорных тональностей, словом, лучшая музыка для того, чтобы трахать мозги».

Когда к нам пришел рок знает каждый. Почему он стал популярен, думаю, тоже. Агрессивная музыка протеста просто не могла не прижиться в «ржавом бункере нашей свободы».

Поклонниками рока зарубежного считается, что русский рок хуже и вообще говно. Подросшие апологеты русского рока придерживаются того же мнения. Кто-то, наоборот, любит и превозносит.

А на самом деле сравнение просто некорректно, потому что «русский рок» по сути своей название это имеет с потолка и к рок-музыке имеет отношение опосредованное, а уж первые наши рок-группы и подавно.

Что такое рок зарубежный? Это музыка ритмов. Возьмите любую типичную группу . Допустим это пять человек - ритм-гитарист, соло, бас, барабанщик и вокалист. Трое (то есть большая половина) - это ритм секция. Как будто этого мало, соляки редко нарезаются на протяжении всей песни, поэтому соло-гитарист повторяет одну и ту же последовательность (а иногда вся песня эта последовательность - Seven Nation Army от White Stripes, например, или I can’t get no satisfaction от Rolling Stones или Rebel, rebel от внезапно ставшего любимого всеми социоблядями с его кончиной Дэвида Боуи). Плюс подключается вокалист, пение которого напоминает ритмичное выкрикивание речевок.

Итог - тебе банально вытрахивают мозг одним и тем же простым паттерном, начиная от всем известного Smoke on the Water - интересно, сколько читающих вообще знает о чем там поется в этой песне, хотя риф слышали все, заканчивая банальнейшим два притопа-прихлоп в We will rock you. Добавляем сюда охуенно энергичный и запоминающийся голос Меркьюри - готов хит всех времен и народов и совершенно неважно о чем вообще эта песня (которая по сути три раза повторяющийся один и тот же куплет с небольшими вариациями).

Это самые известные примеры, а сколько их менее известных, но не менее легендарных. Final Countdown, Layla (та, что с одним рифом в разных тональностях на четырех гитарах), The Trooper, Johnny B. Goode, Eye of the Tiger, Song 2 и т.д. - все это вы, вероятно, слышали там или здесь.

У зарубежных групп есть еще одно преимущество, которое помогло им стать легендарными - это язык. Язык, который благодаря своей схематичности как нельзя кстати сочетается с ритмом. Для этого не подойдет ни русский со всем многообразием, ни французский с певучестью, ни немецкий с резкостью. А вот английский пожалуйста. В сочетании с подходящими рифами вопли вроде «Shot through a heart and you’re to blame» и «She is my cherry pie» - песни по смысловому наполнению, грубо говоря, недалеко ушедшие от «он ее любил (или она), а она (он) его (да ебись конем ваше гендерное равенство) нет», но ставшие легендарными.

Вертаемся к нашим баранам. У нас четкий ритм в рок-музыке обеспечить было нечем. Жуткая акустика в местных ДК, хуй пойми какие инструменты и как вишенка на торте - хтонический пиздец в виде гитары Урал (сегодня Урал можно, довести до ебабель…простите, играбельного состояния небольшими вложениями, но тогда даже этого было сделать невозможно.

Плюс к тому русский рок избрал себе миссию «доносить» выбрав для себя очень узкое бутылочное горлышко. «донести» можно только словами. Отчего данное направление в музыке в нашей стране схоже с зарубежными аналогами только в одном - использовании того или иного вида перегруза. Если зарубежный рок вырос из блюза, то русский рок коренится в бардовской песне, где основным двигателем являются слова, а не музыка и ближайший к нему родственный жанр, как ни странно, самый обычный блатняк из старых, который вышел оттуда же (и все это играется обычной «шестеркой» на четырех блатных аккордах).

Отсюда следует то, что жанр породил огромное количество достаточно ловких поэтов (вот, где пригодилась сложность языка), но все это с меньшим вниманием универсальному языку всех народов - а именно к музыке. А как продвинуть в мире то, что может понять только население одной шестой суши, а остальному оно дастся с куда большими трудностями, чем понимание нами песен на английском? А иногда не понимает даже и одна шестая, благодаря звуку и жуткому сленгу. Возьмите то же «Искушение святого аквариума», к которому надо было прилагать словарик (как это делал, например, Круг в первых своих альбомах, кстати, не смейтесь, но если убрать эту тюремно-блатную тему, то Круг словами играть умел и еще как).

Хотя прецеденты были, например, Парк Горького, но опять же - ритмы, английский, ритмы.

Все вышесказанное не означает, что у нас нет хороших песен. Что у нас нет хороших музыкантов. Фишка в том, что никому кроме нас они не нужны. Такая же ситуация происходит, например, с J-Rock’ом. Поют они там себе что-то на мунспике, никому нахуй не уперлись.

Японские музыканты заслужили некоторую популярность в среде анимешников да в среде гитаристов - любителей скорости. Но скиллы эти не спасают. Последовательность должна быть простой и запоминающейся (четыре аккорда в SotW). Тяжело оставить что-то в голове, когда тебя упорно пытается выебать в уши чересчур активный кролик, как это делает Dragonforce. Или на тебя лает очень злая, но очень больная собака (любая композиция с гроулом). Я не говорю, что все это плохо, я говорю что это не остается в голове большинства (а так находятся любители и совершенно аритмичной музыки).

Ну а во внешних проявлениях - русский рок - калька с зарубежного ( а как иначе?). Сложно говорить, что он говно, просто и не рок это почти (мы про известное всем), так его и надо воспринимать. А если уж говорить о техничности и т.д., то техничных банд хватает - другое дело, что они не порождают ничего, что может пройти через годы, через расстояния, однако, легендарные рифы на то и легендарные, что снисходят из эфира один раз за какое-то время (песен написано тысячи, а популярность Дыма на воде до сих пор вне конкуренции).

РЭП

Русский рэп - говно. Я соглашусь с этой точкой зрения, и тому есть интересные причины, которые с музыкальностью не связаны.

Например, абсолютная чуждость и нежелание приспосабливаться под наши реалии. Он тоже вырос из «черной» музыки, но в отличие от рок-музыки их не утративший.

Фишка в том, что у нас есть своя «уличная» музыка и имя ей «блатняк», потому что по сути рэп - есть блатняк только с другим окрасом, благодаря национальной специфике.

В плане внешних проявлений у русского рэпа сложилась некрасивая репутация. Вся околорэповая «тусовка» не желает адаптировать понятия под нашу реальность, а потому выглядит очень смешно, когда татарский мальчик называет себя ниггой.

Плюс, у «черного» рэпа есть свои традиции, обусловленные эволюцией жанра. Вся эта музыка эволюционировала из негритянских песнопений еще времен рабства (рэп, блюз и так далее), а потому некоторые традиции перекочевали и в современный рэп, добавляя к этому такие милые черты, как уличные войны и т.д. Короче, рэп - это музыка о том, как черному хуево живется в таком жестоком мире (в то время, как блюз о том, как черному хуево, простите не удержался). У нас предпосылок к такому просто не было. Любой мало-мальски серьезный выступатель прекрасно понимает, что он не может петь о трудностях жизни в черном квартале.

Потому, оставляя характерные для рэпа черты, наши исполнители, по сути, рэп.

И те, кто называют себя рэперами - малолетние и не очень долбоебы со странной любовью к специфичной современной черной культуре с сопутствующим качеством исполнения. И со стороны «русский рэп» похож на клоунаду, потому что мы имеем:
- надрыв от смеха, когда смазливый мальчик с богатыми родителями на фоне БМВ и полуголых телок поет (читает-читает, простите) о нелегкой жини в черном квартале, йо (рабочем районе, как вариант)
- нередко, отсутствие четкости (снова язык помог буржуям)
-отсутствие рэпа, в принципе (ибо рэп - это бит и слова), то есть в России это что, блядь, угодно, только не рэп.

Как итог, те кто увлекается речитативами, но поумнее, остерегаются называть себя рэперами, остаются долбоебы, откуда имеем пресловутое «русский рэп - говно».

В остальном же, если брать именно чтение с битом, наверняка есть отличные коллективы, которые прекрасно знают, что они делают, просто не лезут в глаза, а потому о них слышали полторы калеки в местном ДК да пара сотен человек на Ютубе. Примеров я вам, к сожалению, не накину, потому что не увлекаюсь - слышал, но не запоминал.

Подведем итог. Русскую музыку нельзя обвинять в том, что это говно (под одну гребенку же чешут всегда). Есть хорошие исполнители, есть плохие, есть коммерческие и некоммерческие, есть те, чье исполнение заключается в верчении голой жопой на потеху публике. Проблема русской музыки даже не в фанатах, большинство всегда выберет то, что запоминается, а не то что сложно (иначе не Дым над водой был бы популярен, а Мальмстин). Единственное в чем ее можно обвинить - в некотором копировании, «чтобы было, как у них», кароче, которое иногда нашему народу не то, чтобы идет. А в общем и целом все как везде - массовость у тех, кто вертит голой жопой на сцене и в газетах на потеху публике, фанаты (хоть их и мало) у тех, кто пытается нести в музыку что-то свое.

С вами был Параноик, всем удачи, слушайте Бетховена.

P.S. Я понимаю, что не упомянул огромное количество жанров. Здесь были приведены в качестве примеров три условно-большие группы, которые знакомы всем и каждому, с достаточной массовостью в обществе.

музыка

Previous post Next post
Up