(внимание: некритичные спойлеры)
Перед тем, как отправиться на просмотр новых Звездных Войн, я отказался от доброй традиции пересмотреть все предыдущие эпизоды (фильм нужно оценивать по послевкусию, а если ты нихрена не помнишь, то либо нифанат, либо память дырявая), о которой так любят писать рецензенты, чтобы сравнить старое с новым, опираясь только на память.
И память задает мне весьма простой вопрос: «А что такого было в старых ЗВ, что они породили культ?» А ответ, на самом деле, достаточно простой. Четвертый эпизод, как и любая вещь, которой суждено стать культовой, просто вышел в свое время. Вся магия ЗВ держится на искусно-созданной эпичности, маловообразимой для 1977 года (что уж говорить, если оригинальная трилогия и сейчас смотрится прилично). Более того, многие из читающих смотрели трилогию в начале девяностых, но даже тогда она поражала качеством спецэффектов. Когда видишь подобное - невольно проникаешься к создателю уважением.
По-хорошему (ну кроме еще световых мечей - брутального оружия элегантных мужчин), больше в ЗВ ничего необычного не было. Вполне обычная для фантастики борьба бобра с ослом (и у всех темное-темное прошлое), свой маскот (и даже несколько), свой секс-символ, своя Новодворская, свой очень-очень плохой парень и далее по списку. Но ничего больше с таким-то галактическим месиловом и не требовалось.
Тяжелое бремя персонажности легло на плечи новой трилогии, которое не то чтобы очень взлюбили. Спецэффекты к тому времени давно стали обыденностью (были бы бабки), Дарта Вейдера не дали, а каждый фанат видел в голове идеальное продолжение. Ну да ладно.
Итак, седьмой эпизод.
Ошибаться, знаете ли, неприятно. Но не в этот раз.
Создание продолжения к чему-то, что давно стало религией - тяжелая и неблагодарная задача. С одной стороны надо привлечь новых адептов, которые понесут в магазины деньги в поисках мерчендайза, с другой надо ублажить фанатов, чтобы впоследствии они не влепили тебе на метакритике «5.4» и не назвали твое поделие Фейлаутом.
В принципе, со своей задачей Абрамс справился, но с некоторыми оговорками.
Я не знаю, можно ли называть это недостатком, но седьмой эпизод слишком уж сильно напоминает грубый ремейк четвертого. Я не знаю, как объяснить это ощущение, но думаю, многие, кто смотрел, думали о том, что 4 и 7 структурно сильно похожи и дело тут вовсе не в появлении старых лиц на новой пленке. Слишком уж похожи канавы, по которым едет сюжет, различия заключаются больше в коже натянутой на скелет. Наверное, это все-таки не минус, учитывая гнет ожиданий и скепсис.
По актерам. Все-таки трейлеры нарезали знатные тролли. Бойега оказался не просто не «неактером» - Финн это, пожалуй, самый прописанный персонаж. По крайней мере, этот господин на протяжении всего фильма имеет достаточно четкую мотивацию («слушайте меня, черные братья, завалили белого, а потому мы сваливаем отсюда») для своих действий и ему, как ни странно, веришь. Короче, он занимается тем, чем занимается не просто ради веселого шапкозакидательства, а с понятной простому человеку целью (потому что за много-много лет варки в различных фентезийных мирах суицид «во славу хуй пойми чего» уже просто достал - женщина куда более благородный повод, чем бесполезная галактика, населенная бездельниками, ждущими своего заряда из звезды смерти).
Рей. Реверанс в сторону фанатов. Персонаж с темным-темным прошлым, смотрите в следующих эпизодах, coming soon. Считается мэрисьюшной. Типичный Люк Скайуокер из четвертого, который был не менее мэрисьюшным.
Кайло Рен. Повод для смеха. Несправедливый, кстати. Его сравнивают с Вейдером. Зря. Структурно он, конечно, занимает место второго в галактике главгада, по сути же (и это не раз упоминается в фильме), его роль - это роль марионетки, которая сама не знает чего хочет, а потому подвержена приступам кромсания дорогостоящей аппаратуры световым мечом. Я так понимаю, что цели показать его абсолютным злом даже не стояло, во имя дальнейшего перекручивания генно-силовых связей.
Может быть, неудачно выбрали актера. С другой стороны, а как еще на экране показать запутавшегося в себе ребенка, в строго ограниченном хронометраже, который отдадут штурмовику и бабы с мусорной планеты? Ребенка, чей кумир просто душил имперских офицеров за недостаточно горячий кофе (но абсолютное немотивированное зло - это не о сегодняшнем дне, не зря же в третьем эпизоде пришлось Энакина мотивировать на нехорошести), которые теперь просто шпыняют ситха? Да чего там говорить, Рена даже штурмовики не особо уважают. Рано делать выводы. Вопрос только один -как он свои патлы в ведро упихивает?
Больше говорить особо не о ком, так как остальные персонажи либо появляются на пару минут, либо «старички», чьи таланты не нуждаются в обсуждении (ну из всех, разве что, можно отметить Глисона, дослужившегося от рядового волшебника до офицера).
По мелочам. Фильм этими мелочами набит под завязку. Мелочами, которые согревают сердце всякого взрослого ребенка. Даже дуэли на световых мечах (ну ладно, дуэль) сделана тут больше в традициях фехтования оригинальной трилогии, а не акробатическим мельтешением новой (а мечи сделаны отлично, особенно пульсирующий реновский - правда, гарда до сих пор вызывает вопросы, хотя он и умудрился ее всадить в плечо и даже не свое).
Неожиданно, даже то, что можно было бы сделать с помощью графики и особо это не скрывать, сделано тепло и лампово. То есть не выглядят толстым слоем CG, как это было в стражах галактики. Особенно греет кадр с мертвым шагоходом посреди пустыни.
Новый маскот выглядит более чем няшно и прикольно мурчит. Если Дисней решит запустить такого в магазины, то они его, в принципе, уже продали. Я б прикупил, чтоб он не позволял расслабляться псам.
Есть даже непритязательный юморок.
Без недостатков, правда, не обошлось. Самый главный, как было сказано выше - адская похожесть на эпизод четвертый, отчего седьмой выглядит периодически, как топтание на месте. Но, видимо, это судьба ЗВ - каждая новая история начинается на пустынной планете.
Подкачал и самый главный гад. Если Ампиратор и мерк рядом с Вейдером, но все равно оставлял своё неприятное ощущение сволочной сволочи, то Сноук похож на помесь Горлума с Таносом. Какой-то комиксовый персонаж, ей-богу, и не очень вписывается.
Вызывает некоторое недоумение и
хром-баба. Либо она получит развитие в следующих частях, либо на нее потратили слишком много экранного времени, и незачем было делать ее женщиной (если только это не было сделано под давлением общественных движений).
Ну и конечно, седьмой эпизод даже близко не дотянул до четвертого, хотя это недотягивание в большей мере обосновано тем, что сейчас не 77-ой. Семерку ругают за схожесть, однако, сделай Абрамс свою версию ЗВ, его бы все равно закидали говном. Потому что все еще торт, но уже не торт, а фанаты сами не представляют чего им надо.
Самое главное Абрамсу удалось. Удалось затравить так, что кассовые сборы всех последующих эпизодов, возрождение ЗВ в игростроении и мерчандайзе он уже обеспечил. В среднем, оценка фильма «8» и я с этим соглашусь. Ладно скроенный блокбастер, который смотрится на одном дыхании, с которого не начинаешь зевать на середине, к которому хочется продолжения (в отличие от, например, четвертых Пиратов Карибского Моря, кои оказались лютым унынием, которое я еле досмотрел до конца).
P.S. Удивлен ценами на билеты. Думал, что за ЗВ заломят от семисот и выше. Ну потому что ЗВ. Впрочем я почти не хожу в кинотеатры, потому что просмотр тонн рекламы перед фильмом начинает утомлять.
И привет тем родителям, которые первого января будут вынуждены вести своих чад на нового Ивана-Царевича.