Гимназия. Дорога в 4 года. Часть 2.

May 08, 2019 13:43

Сегодня вторая часть - экзамены.


До школьного года 2016-2017 в гимназии и на средние школы не было единого гос экзамена. Гимназии могли делать или свои тесты,или тесты от двух фирм.  Самые крупные фирмы были - Сцио (Scio) и  Цермат (Cermat). Гимназии делали курсы подготовки именно под себя. Хорошо или плохо - не могу судить, ибо эту систему мы не застали.
 В 2017 году все поменялось. Министерство образования ввели единые вступительные экзамены на все средние школы. Фирма, которая выиграла этот тендер - Цермат. Поэтому и единые тесты стали называть просто церматовские.
Церматовский тест состоит из двух экзаменов - математика и чешский. Эти тесты едины для всех учеников, которые поступают в средние школы, которые заканчиваются матуритными экзаменами.   А это - как гимназии, так и простые средние школы. Так же, церматовские тесты пишут и ученики, которые поступают на 8-летние и 6-летние гимназии.  Тесты  у них тоже единые, но с поправкой на класс поступление.  К церматовскому тесту, гимназии могут добавить и свой тест. Но церматовский тест должен составлять 60% от всех полученных балов. Например, гимназия на Пражачке, дает 100 балов за аттестат за 6 и 7 класс, 450 балов за церматовскую математику и столько же за чешский. В итоге, получается 1000 балов. Но  в той же гимназии, есть один класс, в котором есть дополнительный экзамен - художественный. Художественный экзамен состоит из трех частей-  портфолио, классический рисунок и вольный рисунок. В этом случаи, чтобы сохранить 60%-ность церматовского теста, получается - 100 балов за аттестат, 300-математика, 300-чешский  и по 100 балов на каждый блок художественного экзамена.   Это просто пример.
 Новые правила, церматовские, имеют как плюсы так и минусы. 
  Основным плюсом является то, что ученик получает две попытки на сдачу экзамена. Ученик имеет право подавать два заявления на гимназию. Это или две разные гимназии ( или гимназия и средняя школа), или в одну гимназию, если в ней два или три класса, которые имеют разное направление. ( например, если в одной гимназии есть обычный класс и класс с двуязычным обучением). В заявлении ученик пишет в какой гимназии он будет сдавать первую попытку, в какой гимназии - вторую.  Дни, когда проходят тесты - едины по всей Чехии.  Каждый день, все ученики пишут один и тот же тест.  На второй день - другой тест, но похожего наполнения.  Потом из двух попыток выбираются лучший результат. Причем, в один день ученик написал лучше математику- возьмут ее, а со второго дня- возьмут чешский.  И этот лучший результат получит и одна и вторая школа. Именно эти  две попытки - и являются, как по мне, главным плюсом данных тестов. Ну еще стандартные требования к наполнению тестов. На странице Цермата (https://www.cermat.cz/specifikace-pozadavku-k-jednotnym-prijimacim-zkouskam-1404035551.html) - есть требования к наполнению, к знания, которыми должен владеть ученик.  Но.. вот тут начинается и основной минус тестов.
Итак, минусы единых тестов.
1. Не соответствие критериев для тестов и школьной программы.  Это основное и самое сложное в этих подготовках.  Мы с дочкой прошли на себе подготовку к тестам в 5 классе и вот сейчас в 7 классе. Это просто кошмар и трагедия. Например, 7класс. В требованиях к тестам идет, что ученик должен знать теорему Пифагора, квадраты и корень квадратный. Но по программе, и не только нашей школы, а и многих других, этот материал учится в 8 классе.  Последовательности и выборки - вообще в плане не стоит, в плане школы.  А задания на это есть.  Систему уравнений вот только начали проходить. А экзамены были две недели назад.  И это не только в математике. В чешском языке тоже самое. И в пятом классе были такие же "приколы".  И увы, опыт знакомых говорит, что и в 9-том классе эта ситуация не лучше. Больше всего, конечно, такого материала, который нужен доучить ученик сам-в пятом классе. Потому, что даже если сравнить иллюстрачные тесты за 5,7 и 9 класс- в 5 классе могут быть задания и из 7 и из 9 класса.  Я  понимаю, что тесты настроены так, чтобы в гимназию поступили "умные головы", но.. пусть эти задания будут на логику и на подумать, но в рамках того, что проходят в школах. А то сейчас получается так, что поступает не тот, кто умный, а у кого есть деньги на репетитора, курсы или у кого родители все это могут с ребенком учить сами. Лично мое мнение, если министерство образование влезло и установила свои правила при поступлении, то пусть это же министерство приведет в соответствие и программы школ.
2. Не прозрачность тестов. Нет, с одной стороны все прозрачно, все ясно. Тесты с решением и ответами выкладывают на сайте цермата. Все идет под кодами и так далее. Но..есть одно но. Есть два дополнительных термина, когда могут писать эти тесты ученики, которые по важным причинам не попали на основные даты. Да, логично, хорошо и правильно.. Но... На официальных страницах нет ни одного теста из этих дополнительных дат.  Почему? Ответа на этот вопрос у меня нет. Я не хочу никого обвинять в подтасовках, но это оставляет неприятный осадок.
3. Тесты пишутся в очень ограниченном времени. Действительно, дедлайн на тестах очень жесткий. На математику дается 70 минут.  И это на примерно 30 заданий. Т.е. на одно задание у тебя в среднем 2 минуты. А это включая, что есть задания просто тесты( т.е. решает отдельно и даешь просто ответ), есть открытые задания( пишешь весь ход решение) и одно или два задания по черчению ( начертить, а потом еще и обвести  ответ).  И это желательно оставить время на проверку. Т.е. ты или знаешь как решать это задание или нет. 
В чешском языке 60 минут на 50 заданий.  Т.е. 1,2 минуты на задание. При этом опять таки- работа с текстом, открытые задания,выборки и так далее. Тоже- или знаешь или нет. Плюс, скорость чтения.
4. Минимальный процент прохождения. Напоминаю, что если этот тесты для 9 класса, то они едины не только для гимназии, но и для средних школ тоже. И если в гимназии, скажем так честно, дети поступают с большой подготовкой, с лучшими оценками. То в средние школы поступают средние дети, и даже чуть ниже средних. И если для претендентов на гимназии, вот этот нижний порог сдачи не особо критичен, то для средних школ - критичен. И если сейчас процент прохождения, если я не ошибаюсь, 25%.  Увы, господа из министерства образования, хотят повысить этот процент до 30-35%. Почему? "Студенты не сдают матуриты, потому что в школы с матуритой попали те люди, которые попасть не должны".  Но пока это отложили.
5. Большая кучность балов. В этом году тесты усложнили, но сделали чуть лучше.  Скажу лучше на примере.  В 2017 году, когда поступала Саша в гимназию, ей для поступления не хватило 4 бала. Т.е. от последнего поступившего, до нее было всего 4 бала. Но на эти 4 бала было.. 120 людей. Т.е. было по 20 человек с абсолютно одинаковыми результатами!  Прям как клоны какие-то. В этом году эту кучность разбили. И максимально, что я видела, примерно от 3 до 5 человек с одинаковыми балами.
6. Очень длительное ожидание. Время. Время. Время. Ох. Пишешь тесты. Потом две три недели ждешь результаты. Сперва предварительных, потом окончательных. И если ты поступил - то ура, радуйся. А если ты "под чарой" - те, кто не поступил, то состояние ожидание не заканчивается. Те, кто не поступил  в течении 3-х рабочих дней должны подать "одволани"- апелляцию.  Без этого, даже если ты первый под чарой, директор не может предложить место, если оно освободится. Пишешь заявление и ждешь.. Ибо, те кто поступили, имеют право в течении 10 дней принести записной лист. Раз десять дней. Потом, к этому моменту обычно проходят дополнительные даты тестов, и опять таки - пару дней на проверку и 10 дней, на сдачу записного листа. Итак, если освободилось место, то его предлагают первому под чарой.  И теперь у него 10 дней на размышление. И так далее. Все это, в самом трудном случае может затянуться и до июля.
 Как видите, все с этими тестами не так просто. И основная проблема- это знания и нервы.  Именно поэтому, к ученикам и родителям в апреле лучше не подходить!!

Как обойти цермат.
Есть пару вариантов как обойти эти тесты.
1. Гимназии  со спортивным уклонам. Или школы со спортивным уклоном.  В них церматовские тесты имеют вес только 40%. И действительно, талантливые спортсмены могу поступить в гимназии.
2. Гимназии, средние школы, консерватории с художественным уклоном. Или так называемые "талантованные скоушки".  ( талантливые экзамены). Эти школы совершенно освобождены от церматовских тестов. У них свои экзамены. И они даже разнесены по времени. Талантовки сдаются на два три месяца раньше церматовских.
3. Есть надбавки для детей с теми или иными ограничениями по физическому или психическому здоровью.  Тут не получится обойти тесты, но таким деткам дается дополнительное время. От 25% до 75% от основного времени. Но, для получения этого времени надо принести справку от педагогическо-психологического комитета ( ППП). Если у вас ребенок с таким ограничениями- начинайте делать эту справку заранее, очереди  в ППП очень большие.
4. Дети, которые не проходили предварительного образования в чешских школах. Т.е. дети иностранцы. Им дается возможность сдавать чешский в форме собеседования. Но при этом нет никаких поблажек в математике. Нельзя на математики пользоваться словарем. Так, что- готовится все равно надо. Хотя бы термины.

Частные гимназии- это уже не способ обойти цермат. С того же 2017 года, все частные школы тоже обязаны учитывать тесты цермата. Но там может быть ниже конкурс, что позволит поступить с балами ниже, чем в государственные школы.

Ох. Получилось много и как-то сумбурно. Но может кому-то поможет это.  Если есть замечания, вопросы- отвечу, расскажу.\

И да, третья часть - как выбрать школы и подготовка к экзаменам. А может и две части

цермат, школа, гимназия, Чехия

Previous post Next post
Up