В последний год я довольно много писал про аэродинамическое сопротивление в велоспорте и как-то до сих пор обходил стороной другой значительный источник сопротивления - силу тяжести при езде в гору. Так что сегодня я поведаю о механике восхождений и как всем уже известные ватты соотносятся со скоростью движения вверх по склону
(
Read more... )
Окружность шоссейного колеса прмерно 2.1 метра. 90 оборотов в минуту это 1.5 оборота в секунду.
Если скорость как в примере 2.8 м/с, это значит колесо делает 2.8/2.1 = 1.33 оборота в секунду. Так что если хочется крутить 90 на таком градиенте и такой скорости, то передаточное число должно быть 1.33/1.5 = 0.89. Такие соотношения бывают только на маунтинбайках обычно, когда задняя звезда меньше передней.
Максимум, что обычно бывает на шоссейниках это впереди компакт с маленькой звездой 34, а сзади самая большая звезда 32. Это даёт соотношение 1.06, т.е. при 10 км/ч каденс придётся опустить до 76. Ну или придётся делать ещё больше мощности и дотянуть скорость до 12 км/ч. Такой вот тришкин кафтан - либо горошчек, либо дудочка.
Хотя вообще и на шоссейниках бывают впереди тройники, и тогда можно добиваться передаточного числа ~0.8.
А так-то да, если вываливаешься слишком низко из зоны оптимальной каденции 80-100 об/мин, то эффективность быстро падает, а утомление наооборот непропорционально нарастает, как лавина. Поэтому, собственно, для всякого велосипедиста есть предельный градиент, дальше которого он очень быстро встаёт или плетётся вообще как черепаха...
Reply
(The comment has been removed)
Просто на групповых великах обычно едут в режиме типа: 1 минута 300 Вт и 7-10 минут 180-200 Вт. А на разделочниках тупо тошнят протв ветра на одной мощности, скажем, 270-280 и делают ту же скорость. Так что в группе на этой же скорости в среднем мощность будет где-нибудь 230 Вт.
Так что групповые велики сделаны для мощности, чтобы можно было широко комфортно сидеть и дышать когда едешь впереди группы на своей смене и когда в гору карабкаешься с зашкаливающими ваттами, а разделочные для минимального коэффициента сопротивления, при котором положение тела такое, что не всегда максимальная мощность возможна :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Хотя для соревновательного велоспорта без вариантов надо крутить везде, где только возможно, хотя для этого нужна мощность конская :-)
Reply
Reply
На езде по бездорожью единственное, когда стоит слазить, когда не хватает сцепления уже или если склон усыпан камнями и другими препятствиями слишком сильно. Пока хватает мощности и передач -надо крутить.
На шоссе лучше не слазить вовсе, но для этого нужно быть готовым по передачаи к крутым градиента и, конечно, иметь хорошие Вт/кг :)
Reply
Reply
Reply
Leave a comment