Оригинал взят у
arky_titan в
Экспериментальное судно Ямато 1 (ヤマト 1). Кобэ, Япония.Этот экспериментальный катер построен компанией Мицубиси Хэви Индастриз (Mitsubishi Heavy Industries) в начале девяностых годов прошлого века. Сейчас он стоит на приколе, как музейный экспонат в г. Кобэ, неподалеку от гавани Кобэ, где он был испытан в 1992 году. Была достигнута скорость около 8 узлов (15 км/ч) и показана принципиальная применимость данного способа создания тяги для морских судов, что и было основной целью эксперимента.
Вид судна сзади. В каждом подводном крыле находится по МГД движителю. Морская вода захватывается движителем спереди судна, разгоняется в его канале магнитным полем и выбрасывается из выходного отверстия, создавая силу тяги и проталкивая его вперед. Выходное отверстие, через которое выбрасывается рабочее тело (морская вода) можно видеть под отметкой уровня 2М. Аналогичное отверстие, расположено и во втором подводном крыле.
Вот так движитель выглядит вне судна. Фактически это водомёт. Внешняя оболочка представляет собой криостат, в который заливается жидкий гелий, охлаждающий сверхпроводящую катушку. Она создаёт очень сильное магнитное поле, а расположенные внутри канала электроды пропускают через морскую воду электрический ток. В итоге вода, попадающая внутрь канала через фронтальное отверстие и проводящая электрический ток, разгоняется за счет силы Лоренца в магнитом поле и с усилием выбрасывается с обратной стороны движителя (водомёта).
И хоть выглядит катер как космический корабль, результаты он показал весьма скромные. Тем не менее, принципиальная применимость технологии была доказана. Конечно, эксплуатация таких устройств была бы нерентабельной из-за использования жидкого гелия и низкотемпературных сверхпроводников.
К настоящему времени несколько японских (и не только) промышленных компаний освоили производство проводов на основе высокотемпературных сверхпроводников с высокой токонесущей способностью, работающих на значительно более высоких температурах, выше точки кипения жидкого азота и ожидающих широкой коммерциализации. Об этом я знаю из первых рук, так как 6 лет исследовал провода, производившиеся в рамках японского национального проекта по развитию высокотемпературных сверхпроводников. А в недалеком будущем начну работать в области разработки сверхпроводящих корабельных двигателей. Так что, возможно, применение МГД движителей для морских кораблей и судов, сможет возобновиться уже в рамках создания коммерчески-эффективных транспортных средств, на основе невероятных и чудесных технологий. Время покажет :)