В полдень 4 июня 1965 года под центральной аркой Коммунального Моста, соединяющего через реку Обь обе стороны Новосибирска, пролетел… МиГ-17. В тот день многие видели, как краснозвездный серебристый боевой самолет на огромной скорости снизился к водной глади Оби так низко, что за ним расходились волны как за катером, и в этом положении влетел точно в створ центральной арки (30 на 120 метров) Коммунального Моста. До следующего моста, по которому как раз шел товарный поезд, оставались считанные секунды, но истребитель успел взмыть «свечой» и - бесследно исчез в облаках. Оглохшие и онемевшие свидетели фантастического зрелища по обе стороны Оби дружно аплодировали…
Как позднее выяснилось, это был МиГ командированного в Новосибирск капитана ВВС летчика-снайпера Валентина Привалова. Тогда ему было 30 лет, и он имел репутацию признанного аса, хотя начальство вот уже четыре срока обходило чинами, а коллеги иронично звали Валетом.
В то утро Привалов-Валет выполнял рутинное летное задание: маневрировал за облаками в качестве мишени для местного зенитно-ракетного комплекса. По завершению учений он, как обычно, выполнил команду на снижение и, выйдя из плотной облачности, вдруг обнаружил прямо по курсу Октябрьский мост. Это могучее сооружение над Обью Валет запомнил еще несколько дней назад, когда разглядывал его с земли. Тогда летчик прошептал себе: «Вот мост, который тебе нужен». И сейчас, обжегшая его там, внизу, мысль неожиданно стала материализоваться: мост лежал как на ладони и дело оставалось «за малым»…
Много лет спустя Валентин Привалов признается, что в открывшемся с высоты 2000 метров гигантском сооружении как-то сразу сошлось многое. Тут и несбывшиеся юношеские мечты о лаврах героя, и горечь недооцененного таланта, вынужденного жить под маской шута, и безрадостная перспектива уже близкого завершения летной карьеры… Мост словно бы манил к себе неудачника-капитана, обещая ему дать ответ сразу на все вопросы. И тот принял вызов.
Надо сказать, Привалов менее всего походил на игрока в рулетку: «повезет - не повезет». Коллеги вспоминали, как тот однажды посадил свой МиГ с отказавшим рулем высоты - то, что для любого профессионала было бы однозначным сигналом к катапультированию, Валет воспринял как увлекательную профессиональную задачу. Поэтому ни у кого не было сомнения, что направляя свой самолет в сторону раскинувшегося через реку огромного стального моста, он действовал хладнокровно, точно соизмеряя свои возможности. Другое дело, что иглы адреналина настойчиво напоминали летчику: еще никто в мире не летел на реактивных скоростях под мостами. И действительно, неожиданности не заставили себя ждать: в четырех секундах подлетного времени, когда уже нельзя было свернуть, вдруг обнаружилось, что избранный проем моста, по мере приближения к нему, не увеличивается, а наоборот, уменьшается. Этот был оптический эффект, связанный с тем, что фермы следующего моста, маячившего всего в 950 метрах от первого, визуально превращали просвет арки в сужающийся тоннель - туда и направил свой МиГ помертвевший от ужаса Валет…
На базу пилот вернулся, как ни в чем не бывало - точно по графику, но на следующий день всю группу командированных из г. Канска летчиков арестовали, а их МиГи опечатали. Начались допросы. И тут начались чудеса. Маршалу Р.Малиновскому понравилась лихость сибирского аса, и он велел не наказывать Привалова. Более того, летчика перевели из штрафного изолятора в элитную подмосковную эскадрилью, где перестали называть Валетом. Началась совершенно другая жизнь. Привалову стали поручать героические задания. Например, за освоение ледовых аэродромов в Заполярье он был награжден орденом Красной Звезды. Чины и награды так и сыпались на некогда «вечного» капитана. В запас подполковник Валентин Привалов вышел в сиянии славы в 1977 году. В общем, все, о чем когда-то мечтал горемыка-Валет, сбылось.
Октябрьский мост все так же стягивает берега Оби, и это единственное в мире мостовое сооружение, которому удалось изогнуться подобно радуге выше летящего реактивного самолета. Во всяком случае, все воздушные хулиганы спасовали перед мыслью повторить приваловский аттракцион на реактивном самолете. Не случайно, это событие все чаще притягивает внимание писателей и журналистов.
Источник информации - grigoryevff.ru/1965.HTML
Р.S: Верхнее фото с пролетающим под мостом самолётом - фотомонтаж. Этот снимок сделан дизайнером музея Новосибирска Евгением Социховским в 2013 году для уличной выставки, посвящённой к 100летию со дня рождения Новосибирского лётчика-асса А. Покрышкина.