13 ноября состоялось
заседание Полярной комиссии Русского географического общества, на котором обсуждалась судьба ледокола и варианты его сохранения в качестве научного, образовательного и культурного центра.
Ход сбора подписей и некоторая статистика были представлены отдельным докладом, проиллюстрированный инфографикой.
Новостная лента:
• 2012-11-13 "Первый канал", сюжет вечернего блока новостей:
Легендарный атомоход «Арктика» должен быть сохранён• 2012-11-13 ТВ 100:
В Петербурге может появиться еще один плавучий музей• 2012-11-13 Телекомпания ТВ-21:
Члены Русского географического общества обсуждали судьбу ледокола «Арктика»• 2012-11-14 РИА "Новости":
Будущее атомохода "Арктика" обсудит Морская коллегия в Петербурге• 2012-11-15 "Новости mail.ru" - перепечатка РИА Новости:
Будущее атомохода «Арктика» обсудит Морская коллегия в Петербурге• 2012-11-14 Мурманское информационное агентство «Би-порт» - перепечатка РИА Новости:
Морская коллегия обсудит проблему спасения ледокола «Арктика»• 2012-11-14 "Независимая газета":
Последний поход ледокола "Арктика". Полярники предлагают превратить знаменитое судно в музей на берегах Невы / Светлана Гаврилина
• 2012-11-15 "Страна.ру":
Ледокол «Арктика» должен стать музеем. РГО предлагает спасти легендарный ледокол.• 2012-11-15 "Nord-News" по материалу "Независимой газеты":
Полярники еще надеются превратить ледокол «Арктика» в музей• 2012-11-16 "5 канал":
"Спасение «Арктики». Легендарный советский атомоход - он первым покорил Северный полюс - ждет решения своей судьбы." Само заседание в РГО организовал и провел директор музея Арктики и Антарктики Боярский Виктор Ильич, который активнейшим образом занимается вопросом "Арктики" и ведет массу официальной переписки и переговоров. В самом музее тоже собирают подписи - в папочке возле стенда лежала стопка уже подписанных листов, примерно на тысячу записей еще не занесенных на сайт.
Время начала заседания было перенесено с 15 на 13, поэтому по началу было несколько пустовато. Но заседание продлилось более 4-х часов, и к завершению зал значительно пополнился.
Началось все с выступления непосредственно В.И.Боярского. Предлагаемая общая концепция: использование ресурсов "Арктики" в качестве культурного (корабль-памятник, музейная экспозиция), учебного (подготовка специалистов атомфлота) и научного центра. 14 ярусов ледокола и почти 1300 помещений вполне позволяют это сделать качественно и интересно.
От "Красина" выступал Павел Филин (ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому наследию, замдиректора по науке музея «Ледокол «Красин») - поделились опытом содержания ледокола. Текущие проблемы - как всегда недостаточное финансирование, из-за этого нехватка кадров на технических специальностях. Еще одна сложность - необходимость докования, работ трудоемких дорогостоящих (стоимость - 3 годовых бюджета).
Порадовал "Морской порт" и гидрографы - предварительные исследования по глубинам были проведены, вполне возможна постановка "Арктики" либо в районе Балтзавода, либо напротив "малыми силами".
КБ "Айсберг" в лице заместителя главного конструктора - полностью поддерживают, готовы заниматься "Арктикой".
НИЦ «Курчатовский институт» - полностью поддерживают. Сказано было главное - уже сейчас "Арктика" после выгрузки топлива и промывки - безопасна. Нужен проект консервации реактора (ОКБМ им.Африкантова).
От Ассоциации полярников выступил Сезезнёв - советник члена Совета Федерации ФС РФ А.Н.Чилингарова. Заявил о поддержке.
Начальник «Центрального военно-морского музея МО РФ» - поддерживает проект расширения Музея Арктики и Антарктики на ледокол "Арктика".
Начальник Высокоширотной арктической экспедиции (ВАЭ) ГНЦ « ААНИИ» Соколов Владимир Тимофеевич - заявил о поддержке проекта в ААНИИ.
ГМА им.адмирала С.О.Макарова - полностью поддерживают, заинтересованы в использовании "Арктики" как учебного центра подготовки кадетов для работы на амтофлоте. Предложили не забывать и об отдаленных перспективах - если ледокол сохраняется на века, то нужно его ставить уже на берегу.
О ходе сбора подписей и общему обзору ситуации был отдельный доклад проиллюстрированный приведенной инфографикой. В качестве данных использована база данных подписей и статистика по сайту Google analitycs. Причины отказов обобщены из наиболее активных обсуждений в сети на форумах и livejournal.
От "Росатомфлота" был заместитель генерального директора, Кашка Мустафа Мамединович. "Росатомфлот" полностью поддерживает проект, но как дотационное предприятие не в состоянии его осуществить самостоятельно. Стоимость утилизации - порядковая, действительно ок. 2-х миллиардов. Оценочная стоимость проведения необходимых работ на ледоколе и транспортировки его в Петербург - от 300 до 550 млн. рублей, но деньги выделяемые на федеральные целевые программы "перераспределить" может только федеральная же власть. Ледокол "еще жив и дышит", но холодный отстой сказывается губительно, так что время не ждет. Для транспортировки в Петербург нужны три буксира и 20 дней (стоимость работы 1 буксира - 25 тыс. долларов в день). По опыту содержания "Ленина" - "Арктика" будет обходится не менее чем в 60 млн.р в год.
В сомом конце заседания прибежал представитель Балтзавода. Выспупление было кратким, но насыщенным: "Меня прислали с Балтзавода, сказать, что мы - "за". "Арктика" - наш первый атомный ледокол, мы им очень гордимся и готовы всячески содействовать."
Возражения от "Красина", упоминаемые в новостях - неточность репортёра и чистой воды недорозумение. Слово взял Стругацкий Владимир Ильич (вице-президент Ассоциации полярников), отреагировал на вопрос из президиума не собирается ли Музей Мирового Океана забрать "Красин" в Калининград, где стоят остальные корабли ("Витязь", "Пацаев" и пр.). Предлагал не пороть горячку и не разрушать созданный в Петербурге музей и никуда "Красина" не выгонять.
Никто и никуда "Красина" не гонит. "Арктика" это совсем другой ледокол, а вопрос возможной "конкуренции" вполне решаем как у норвежцев - единым билетом.
Общий официальный итог расширенного заседания Полярной комиссии - создать рабочую группу по реализации проекта, а также ... "Обратиться к Губернатору города, Председателю Морского Совета Санкт Петербурга, Г.С.Полтавченко с просьбой о внесении вопроса о сохранении а/л « Арктика» в повестку дня Морской Коллегии при Правительстве РФ , которое состоится 4 декабря в Санкт Петербурге с целью выработки соответствующих рекомендаций для подготовки Постановления Правительства РФ по этому вопросу."
Так что теперь ждем 4 декабря.
И продолжаем собирать подписи:
arktika.polarpost.ru