Баренцево море “раздора”

Oct 09, 2018 15:45





Новым предметом территориальных споров между Россией и Норвегией могут стать  месторождения, расположенные в Баренцевом море, вдоль разделительной  границы с РФ. Первый “тревожный звонок” прозвучал еще в марте этого года  из уст министра энергетики страны Терье Севинкеса о том, что Осло  “готовится к арктической гонке с Москвой”. Глава ведомства настаивает на  активизации геолого-разведочных работ на шельфе Баренцева моря,  полагая, что Россия может “опередить” Норвегию в этом вопросе.

На днях эта история получила продолжение. Премьер-министр Норвегии  Эрна Сульберг заявила,  что Осло планирует выделить порядка 50 млн крон  (около $6 млн) на геолого-разведочные работы по изучению нефтяных  ресурсов Баренцева моря. Премьер-министр отметила, что одной из причин  принятия такого решения стали сведения о том, что Москва “обратила  внимание” на свой приграничный участок в этом районе. “Если Россия будет  обладать большим объемом информации, чем мы, то наши позиции при  разделении ресурсов окажутся слабее", - пояснила политик в интервью  местному изданию Dagens Naeringsliv.



Напомним, что разделить  Баренцево море Норвегия и Россия пытаются почти сорок (!) лет.  Изначально тогда еще СССР настаивал на секторальном делении акватории, в  результате которого стране отходила большая часть территорий. Норвегия  придерживалась деления по “срединной линии”, увеличивающей собственные  границы. В результате в 2010 году странами был найден компромисс - они  заключили договор “О разграничении морских пространств и сотрудничестве в  Баренцевом море и Северном Ледовитом океане», согласно которому должны  совместно осваивать трансграничные месторождения. Одно из них  расположено в районе свода Федынского, на юге Баренцева моря и, по  некоторым оценкам, содержит порядка 5, 8 трлн куб. газа. При этом  серьезные опасения у норвежцев вызывают действия концерна “Роснефть”,  который уже приступил к переговорам с итальянской Eni о совместной  разведке и разработке Федынского и Центрально-Баренцевского участков.  При этом следует отметить, что месторождения расположены на российской  границе Баренцева моря, а значит, Москва не нарушает правила договора о  совместном освоении трансграничных акваторий. Чего, к сожалению, нельзя  сказать об Осло.

Так, вышеупомянутая Dagens Naeringsliv отмечает,  что при проведении геологоразведочных работ вдоль разграничительной  линии норвежцы смогут беспрепятственно пересекать ее и таким образом  выходить на российский участок. В качестве “законодательной лазейки”  Осло планирует использовать соглашение, которое было заключено в 2016  году между норвежским нефтяным директоратом и Россией и разрешает  пересекать границы другого государства при сейсморазведке.

Норвегия  тем самым нарушает не только нормы законодательства, но и ставит под  угрозу экологическую безопасность. Дело в том, что деятельность Statoil,  крупнейшего нефтяного концерна, который ведет бурение скажин в северных  морях, осуществляется с серьезными нарушениями техники безопасности.

Пожалуй,  крупнейшим прецедентом стала авария на борту погружной платформы Songa  Endurance с15 октября 2015 года, которая вела геологоразведку  перспективного местоождения на норвежском шельфе Северного моря - т.н.  области Troll. Во время бурения одной из скважин произошел мощный выброс  газа. Агрегаты, задействованные при бурении, были подброшены в воздух, а  затем рухнули на платформу, развалившись на части. Комиссия, которая  занималась расследованием инцидента, пришла к выводу, что Statoil  нарушил сразу несколько инструкций по соблюдению техники безопасности,  что и стало причиной аварии.

Для России вопрос минимизации экологических рисков при добыче арктической нефти и  газа является приоритетным. Начиная с 2013 года обсуждается вопрос  внедрения в этот процесс роботизированных комплексов, которые позволят  снизить экологический ущерб при бурении скважин - как в арктических  акваториях, так и на суше Ожидается, что первые “роботы” спустятся на  морское дно уже в 2019 году, чтобы обеспечить автономное подводное и  подледное освоение месторождений углеводородов.

Москва, в отличие от Осло,  выбирает тактику “осторожности” - изучать  богатый ресурсами регион следует аккуратно,взвешивая каждый шаг.   Причем, решающим фактором успешного освоения Арктики является  конструктивный диалог со всеми приполярными государствами, который  позволит выработать наиболее действенные подходы к освоению богатого  энергетического потенциала Заполярья, не нарушив его хрупкую  экосистему.  К сожалению, далеко не все арктические  игроки следуют  этому правилу.

Previous post
Up