Астурия
Предыдущее
-
Зеленый Берег Испании. Бильбао-
Зеленый Берег Испании-2, Альтамира-
Зеленый Берег Испании-3, Ковадонга и Пикос де Европа Да, да, на фотографии внизу монумент, сложенный из 3200 бутылок из под Сидры, национального напитка Астурии. Монумент стоит на площади в порту города Хихон (Gijon) и символизирует любовь астурийцев к этому напитку (полюбили его и мы, и пили всё то время, что были в Астурии), а также, необходимость (и возможность) повторного использования стеклотары. Монумент создан по заказу экологической компании муниципалитета и называется "Дерево сидры", а 3200 бутылок - эквивалентно годовому потреблению сидры 100 астурийских семей.
Сидр, или то, что называют "hard cider", в Астурии везде - в ресторане, кафе, на улице и, конечно, распространен (и употребляется) намного шире, чем пиво. Говорят, что сидрерии (исп. sidreria) встречаются здесь чаще, чем пивные в Мюнхене. Вот в начале улицы Гаскона есть предупреждение, что это не просто улица, а бульвар Де ла Сидра и ни модных бутиков, ни даже МакДональдс здесь нет.
Здесь же на улице перед судьями происходит соревнование по разливу этого напитка в стакан: кто наиболее точно и быстро нальет "галп" ("gulp") - небольшое количество сидра, достаточное, чтобы выпить, не отрываясь от стакана. Кстати, и бутылку желательно долго не оставлять открытой: сидра быстро окисляется и теряет свои вкусовые качества.
Участник соревнования наливает напиток в стакан с высоты поднятой вверх руки - так здесь принято. Это наполняет напиток воздухом и создает легкое вспенивание. Особый шик, конечно, не следить взглядом за струёй, и при этом налить напиток в стакан, а не на руку.
В одной сидрерии я сфотографировал плакат - астурийский вариант эволюции человека.
Путеводители рассказывают, что Овьедо, столица Астурии, - это не только центр потребления сидра (или - сидры?). Город - сокровищница испанской религиозной архитектуры. Здесь много монастырей, соборов и святынь, которые возвращают нас чуть ли не в раннее средневековье. Наверное, это очень интересно… для специалистов, для людей, изучающих историю искусств, и, прежде всего, историю архитектуры. Однако культовые сооружения раннего средневековья - это романский стиль, постройки, больше похожие на крепости, предназначенные защищать человеческую плоть, но не дух. Зрелищного там не много. В отличие от готики, нацеленной на чувства. Как пишет В.Г.Власов, известный искусствовед, автор словаря
"Стили в искусстве" : "Готический собор - символ самой бесконечности. Его художественный образ выражает не строительный расчет и рациональную конструкцию, а иррациональную, мистическую устремленность человеческой души к неведомому, загадочному…"
В общем, мы не пошли искать эти монастыри и соборы, а решили просто походить по улицам, тем более, что Овьедо, как ни один другой город, полон, так называемыми, уличными скульптурами. И они очень впечатляют. Здесь можно встретить всё - от сложных многофигурных композиций, до максимально упрощенных и удивительно лаконичных образов. Вот одна из таких минималистских, но весьма монументальных (высотой 4 м!) скульптур, установленная в центре города на улице Пелайо скульптором Эдуардо Уркуло (Eduardo Urculo). Автор назвал это без особых изысков "Монументальный зад" (Culis Monumentalibus), но у меня эта скульптура ассоциируется с более поэтическим образом, с греческой богиней Афродитой Каллипига (Афродита Прекраснозадая).
Греки знали толк в прекрасном.
В 10-15 метрах от этого тяжеловесного монумента стоит изящная скульптура Сантьяго де Сантьяго "Танцовщица". Не знаю, поставили ли их рядом специально, чтобы подчеркнуть контраст, но разница очень бросается в глаза. При этом обе скульптуры, каждая по-своему, хороши.
Очень красивая композиция Эдуардо Уркуло, изображающая мужчину средних лет в пальто и шляпе, окруженного многочисленным багажом. Всё это лежит прямо на земле и выглядит очень естественно для путешественника только что выгрузившего свой багаж. Композиция называется «Возвращение Вильямса Арренсберга» - в мужчине скульптор изобразил своего друга В. Арренсберга. Однако в народе эту композицию называют "Индеец", имея в виду сограждан, которые в начале XX века уезжали на заработки в Южную Америку. Вернувшись на родину, разбогатевшие астурийцы вкладывали средства в строительство красивых церквей, школ, больниц и вилл.
Сын с женой несколько фамильярно присоединились к этой композиции - уж очень естественно "Индеец" расположился на тротуаре.
Уличным скульптурам в Овьедо можно было бы посвятить ещё много и картинок и текста - ведь говорят, что в городе больше ста таких фигур. Но прежде, чем я вернусь в Хихон, с которого я начал этот рассказ про Астурцию, я хочу показать ещё две скульптуры из Овьедо, достойные, на мой взгляд, хотя бы беглого упоминания о них.
Идет по улице Овьедо, запечатленный в бронзе, знаменитый американский кинорежиссер Вуди Аллен. Поводом к установке памятника послужило вручение ему Премии наследника испанского трона Принца Астурийского - самой значительной награды Королевства Испания.
На памятнике шагающего режиссера начертаны слова самого Вуди Аллена: «Овьедо - прелестный, экзотичный, прекрасный, ухоженный, спокойный и удобный для прогулок город. Овьедо кажется перенесенным сюда из другой жизни и напоминает сказку из жизни фей».
Как говорит сам Вуди Аллен: «Моя статуя в Овьедо - одна из величайших тайн западной цивилизации. Я был там пару раз, и они, не спросив меня, возвели эту статую. Я был уверен, что это шутка».
Другая важная, на мой взгляд, скульптура - "Регентша". К сожалению, я не знаком с одноименным романом Кларин (Леопольдо Алас-и-Уренья), героиню которого изобразил скульптор, но глядя на неё не трудно представить себе её живой.
Великосветская дама XIX века со всеми атрибутами высшего общества: шикарный турнюр, который, естественно, можно увидеть только сзади, изысканные драпировки, складки, бант, кружевные перчатки - всё символизирует богатство и благополучие. Но есть в ней ещё что-то таинственное, отрешенное. Она замкнулась в себе.
Если бы это было не в Испании, к "Регенше" вполне подходили бы знаменитые строчки "Незнакомки" А. Блока:
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Мне трудно расстаться с этой темой, а с городом - тем более. Покажу ещё одно фото - аллея в парке Пассео-дель-Бомбе. Овьедо. Это центр города.
Вечером по дороге в гостиницу нас остановила редкая для нас картина: за стеклом витрины девушка большими ножницами нарезала… осьминога. Рulpo - по-испански. А заведение называлось соответственно Пульперия (Pulperia). Полностью - Pulperia Terra Meiga. И мы соблазнились.
Я уже не помню, что мы взяли сначала, но главное блюдо было "El pulpo á feira" - куски осьминога, обильно политые оливковым маслом, посыпанные крупной солью и паприкой. И ещё, мы подсмотрели за соседним столом и взяли тарелку жареных зелёных перцев. Тоже в оливковом масле, с солью и паприкой. Было просто замечательно!
На следующий день мы поехали в Хихон. Это там, где 3200 бутылок сложены в "Дерево сидры" (см. начало). В Хихоне мы были недолго и видели мало, и совсем не то, о чем писали путеводители.
Вот сейчас набрал в Google "Хихон", чтобы посмотреть, о чем пишут другие туристы, и мне показалось, что мы были в каком-то другом городе. Почти ничего из того, что мы видели, в Google я не нашел. Что ж, расскажу, как знаю.
Первое, что мы увидели, когда вышли к морю, великолепную набережную
…и скульптуру самого успешного римского императора, стоявшего у основ "Золотого века" Римской империи, Октавиана Августа. Это благодаря его усилиям 2000 лет назад Кантабрия, Астуриа и Леон стали частью империи, войдя в состав Испанской провинции. На этом завершилось завоевание Иберийского полуострова Римом.
И тут же в 25-30 метрах от него археологический музей, созданный на раскопках римской бани. Вот этого я никак не ожидал и несказанно обрадовался - археологию я люблю, а римские бани - особенно. И я начал вспоминать их сложное устройство и рассказывать благодарным слушателям.
Как, раздевшись в предбаннике - аподитерии, и оставив гардеробщику - капсарию, все ценные вещи (ремесло банных воров - баланоклептов весьма процветало), человек шел в тепидарий - теплую комнату, чтобы привыкнуть к банной температуре. Затем - в кальдарий, горячее помещение, которое отапливалось с помощью вершины тогдашней технологии - гипокауста (см. ниже). Рядом часто была парная - судаторий, который, кстати, всегда был с куполообразным потолком, чтобы, образовавшийся на потолке конденсат не капал на лысину, а стекал по стене. Последней процедурой было посещение фригидария - бассейна с холодной водой. Этот перечень помещений был обязательным в любой римской бане: от великолепных терм Каракаллы в Риме до солдатской бани где-нибудь в Африке, или на Востоке около Мертвого моря, или на Западе, на берегу океана.
И разрушенные остатки всего этого были в Хихонском музее.
На последнем фото гипокауст, что значит - "тепло снизу". Потолок этого помещения (высотой не более 1 метра) - это пол кальдария, который держится на этих опорных столбиках. В это «подполье» из расположенной рядом печки поступает горячий воздух и прогревает весь пол. В судатории (парилке) горячий воздух поднимался также по керамическим трубам, которые вмурованы в стены, и нагревал их тоже.
После всего виденного я не ожидал новых впечатлений, но рядом стояла церковь Св. Петра - La iglesia de San Pedro. Ни внешне, ни внутренне она ничем не выделялась из многих виденных до сих пор католических церквей. Но, когда мы зашли в часовню, устроенную за главным алтарем в апсидной части, буквально "перехватило дух". Библейские сюжеты, выполненные в современном стиле с помощью самой современной технологии.
Это, конечно, не золото, но анодированная алюминиевая фольга создает впечатление роскоши и богатства ничуть не меньше, а "лики святых", написанные в современной манере, кажутся немного перепуганными, глядя на всё это.
Да и главный герой этой истории, Иисус Христос, который должен страдать за всё человечество, выглядит слишком расслабленным и умиротворенным.
Я - не верующий, ни с какой стороны, поэтому не могу оценить это с точки зрения христианского канона, но как произведение искусства, - эта часовня не оставила меня равнодушным.
(Продолжение следует)