Акробаты

Jun 16, 2018 21:50


Анна Исакова - это имя я узнал впервые много лет назад в израильской газете "Вести" (которая была тогда ещё "Время"). Потом были практически еженедельные обозрения в пятничном приложении "Окна".   Редкий случай - набившие изрядную оскомину статьи на политические темы в её изложении были интересны и читабельны.

Узнал недавно, что Анна Исакова опубликовала свыше 800 статей на разные темы в разных газетах и журналах в разных странах на трёх разных языках - иврите, русском и английском. Вообще-то политика - однодневная тема, события случаются и исчезают, но вопрос "Кого считать евреем в еврейском государстве?" всегда был актуальным. Ведь ответ на этот вопрос - это разрешение, или отказ в получение израильского гражданства. Он  обеспечивает, или препятствует нормальному, бракосочетанию, рождению и похоронам в рамках иудаизма. С каждым годом Израиль становится всё более привлекательным для иммиграции и, естественно, страна не готова предоставлять эту привилегию каждому.

Интересный взгляд на этот вопрос дает Анна Исакова в публикации на своей странице в ФБ.

Еврей или не еврей, в этом вопрос?
Анна ИсаковаОдним из моих сильных аргументов за изменение сионистской доктрины ради включения в неё культуры всех еврейских галутов оказалось: «Верните евреям Кафку! Он слишком дорогой подарок с нашей стороны немцам только потому, что писал по-немецки, и чехам за то, что родился на их земле». Почему сильным аргументом и почему именно Кафка? А потому, что Кафка никогда не сожалел о своём еврействе и даже хотел переселиться в Палестину. Был ли он при этом сионистом, как его ближайший друг, Макс Брод, сказать трудно. Как и во всём, что касается Кафки, остаётся гадать.
Но - факт остаётся фактом, Кафка принимал своё еврейство, не тяготился им и оставался евреем до конца жизни, тогда как назови я Гейне, мне бы поставили в укор его крещение. Несмотря на то, что по его собственным словам это был всего-навсего «билет в европейскую культуру», наряду с которым великий немецкий поэт (немецкий?!) участвовал в еврейских кружках разного направления и готов был расцеловать вшивую (так в его тексте) бороду восточноевропейского еврея за сохранённое тем чувство еврейского достоинства. Ладно, допустим мои просвещенные антагонисты примирились бы даже с включением Гейне в особый курс еврейской культуры, читаемый израильским школьникам и еврейским детям галута, но что тогда делать с Торквемадой, великим инквизитором и безжалостным врагом евреев? Включить и его в этот список? На мой взгляд, да, включить. Это - тоже часть еврейской истории, еврейской культуры, еврейской проблемы и еврейского генетического абсолютизма. Однако, на этой позиции я бы как раз не настаивала. Ну, ладно, Торквемаду опускаем, он внук крещенного еврея, да и то по папе. Правда, на израильское гражданство и он мог бы рассчитывать. А если распространить принципы закона о возвращении на то, что есть еврейская культура, то Торквемада попадает в наш список, как то прелюбодеяние (старый еврейский анекдот: Моше спускается с горы Синай и возвещает: «Евреи! Хорошая новость. Сошлись всего на десяти заповедях. Должен всё же огорчить - прелюбодеяние вошло»).


Оставив в стороне Торквемаду, вернёмся к Кафке и Гейне. Возьмём в качестве аллегории ( я бы всё творчество Кафки определила, скорее, как притчи, но принято говорить о кафкианских аллегориях) небольшой рассказик Кафки о гениальном акробате, жившем под куполом цирка, чтобы не терять чувство трапеции. Он на этой своей трапеции спал, ел и совершал все прочие процедуры при помощи приспособлений, которые поднимали к нему на канатах. И именно потому мог и на представлениях делать с трапецией всё, что приходило в голову. А поскольку был он всемирно известной знаменитостью, приходилось переезжать с места на место. В поездах акробат возлежал в сетке для чемоданов под потолком, что не позволяло ему расслабиться и забыть о трапеции ни на минуту. Но однажды гениальному акробату и этого показалось мало. Тогда он потребовал у своего импрессарию вторую трапецию. Работать на одной ему уже было не интересно. Две трапеции - или он больше ни одной ногой не войдёт в цирк! И только получив от импрессарио положительный ответ, утёр слёзы и заснул.

Трактовать притчи Кафки можно в бесконечном множестве вариаций.
Я вижу в трапеции аллегорию еврейства (большинство исследователей творчества Кафки соглашаются с тем, что самая близкая и непосредственная аллегория почти любого его произведения - это всегда еврейская проблема, превращающаяся в общечеловеческую под иным углом зрения). Итак, еврей, для которого еврейская культура - это одна трапеция, овладев коей в совершенстве, он всё же хочет большего, это уже почти Гейне. С той поправкой, что в его время секулярная еврейская культура, в сущности, перестала существовать. Но она существовала и развивалась до времён испанского гонения, инквизиции и прочих еврейских бедствий. Да и позже... Знали ли вы, что большинство учителей фехтования в Венеции происходили из еврейской Джудекки? Это при том, что еврею не разрешалось носить не только шпагу в ножнах, но и перочинный ножик на ремне. Вот она, еврейская трапеция! Да и спор, кто и что позаимствовал у кого - еврейская опера Джудекки у нееврейской оперы Венеции или наоборот, окончательно не решен.

Но оставим старые времена. Теперь-то еврейская секулярная культура (не без влияния религиозного иудаизма, отметим) благополучно развивается и в Израиле, и в галуте. Более того, если кому-то обязательно надо работать на двух трапециях - и это не возбраняется. Леннард Коэн преуспел. Башевис-Зингер тоже. И Синтия Цизик. И не только они. К сожалению старое определение сионистской доктрины исключает галут и его проявления из категории «еврейское современное искусство». Таковое якобы может иметь место только в Израиле, где разрешаются исключительно волюнтарные заимствования из других культур на основе ивритской, вернее, палестинско-израильско-ивритской культуры последнего столетия. С этим надо бы бороться, против этого восставать. Что и имело в виду течение, названное во времена иммиграции 70-х, «израильской литературой, написанной по-русски» (от себя добавлю: и на других языках). Но это - иная тема.

А проблема, вызвавшая у меня размышление на эту тему, другая. По какой-то причине именно сейчас и именно в русскоязычном анклаве появились многочисленные рассуждения мастеров одной трапеции на тему: «Еврей ли я? И если нет - кто я и почему?». Тут и Быков, и Шендерович, и Макаревич, а к тому же еще и Гиршович, давным-давно переехавший из Израиля в Германию. Смехов, тот и вовсе написал потрясающую фразу. Он де только в Израиле НЕ чувствовал себя евреем. Плохая рекомендация для страны, которая должна была стать пристанищем как раз для евреев, желающих ощущать себя евреями и даже гордящихся этим званием. Получается, что Израиль -это своего рода гетто. Вспомним, что первые гетто, или еврейские поселения вблизи христианских городов, основали сами евреи. Даже ставили предоставление земли для этой цели условием для своего поселения. Селились-то часто по приглашению королей и принцев для развития торговли и сельского хозяйства в бедных районах. И не хотели жить там среди отсталого во многих аспектах местного населения. Потом, правда, гетто стали закрывать снаружи на замок. Не случилось бы такого с Израилем в результате политики сегрегации от еврейской культуры галута.

У меня нет претензий к тем, кто не хочет считать себя евреем. Не хочет - и не надо. Нет у меня и претензий к тем евреям, которые хотят оставаться евреями, но вне Израиля. Их дело. Но зачем включать Израиль в свою жизненную орбиту, как вторую трапецию, которой можно пользоваться по необходимости или при желании, а затем охаивать и даже проклинать?

Считать или не считать себя евреем нынче уже вопрос не экзистенциальный. Или - насущный, но только для нескольких далёких от европейской и даже центрально-арабской цивилизации племён, якобы произошедших от пропавших колен Израилевых. Вроде индийских мансов или афганских пуштунов. Евреи они, или нет? Что до Макаревича или Урганта, Гиршовича или Смехова - какая проблема? Хочешь считать себя евреем - считай, не хочешь - не надо. Можешь креститься, можешь молиться любому другому наименованию. Евреев от этого не убудет. Такого, и надо сказать искреннего, притока в еврейство давно уж в еврейской истории не было. Мансов в Индии около семи миллионов, и каждый год в Израиль прибывает не меньше 500 новых репатриантов. Я их видела: высокие сильные красавцы. Скуластые, ну и что? Был бы еврейский закон помягче, половина Африки приняла бы иудаизм. Да и в Японии у нас есть того жаждущие. Возможно, и в Китае. Да и среди европейцев у еврейства вовсе не такой низкий рейтинг, как о том пишут. В Дании мне встретился потомок викингов, сетовавший на то, что перейти в христианство ничего не стоит, тогда как евреи к себе не пускают, он, мол, пробовал.

Евреям от отступничества энного количества гениальных акробатов, действующих только в рамках нееврейской культуры, тоже никакого вреда. Те, кто крепко держится за свою нееврейскую трапецию, к еврейской культуре не принадлежат. В отличие от Кафки, Гейне и еще огромного количества тоже гениальных акробатов, которым одной трапеции было мало. К чему тогда душещипательные самоанализы с биением себя в грудь, являющие собой нечто сродни сетованиям по поводу нерешимой проблемы российских дорог и дураков. Ну, так починили бы дороги и научили дураков уму-разуму. Всех то дел! Вот и тут: решите, сомневающиеся, евреи вы или нет. По папе, по маме и даже по дедушке. Но уж, если евреи, нечего этого звания стесняться. Это почётное звание. Почти нобелевка. Что до антисемитов, как там сказала Людмила Гурченко: « Говоришь, всю спину тебе оплевали? Гордись! Значит, ты впереди».

евреи

Previous post Next post
Up