Правда ли, что серьга на картине Яна Вермеера «Девушка с жемчужной серёжкой» на самом деле не жемчужная? Детский вопрос. Похожий на: "Сколько лет длилась 100-летняя война?" Но это только на первый взгляд глупо. Ведь на самом деле 100-летняя война длилась сто шестнадцать лет: 1337-1453, а серёжка на знаменитой картине?..
К сожалению, знакомое нам название картины «Девушка с жемчужной серёжкой» ни о чем не говорит. Это не оригинальное название. Ян Времеер, как и другие художники того времени, не давал названий своим произведениям. Обычно это делал писец-чиновник, который составлял реестр имущества клиентов. Так, в описи от 1676 года, сделанной после смерти художника, значатся «Два трони в турецком стиле» (т.е. по простому: два портрета-фантазии). Одним из них, скорее всего, была эта работа. Позже она была известна как «Девушка в тюрбане» и «Лицо девушки».
Название «Девушка с жемчужной серёжкой» стало официальным только в 1995 году, когда владелец картины - Королевская галерея Маурицхёйс в Гааге - выбрала его из многих других для каталога выставки Вермеера в Вашингтоне. Так на английском, а на нидерландском картина именуется еще однозначные - «Девушка с жемчужиной» (Meisje met de parel). Четыре года спустя писательница Трейси Шевалье закрепила название «Девушка с жемчужной сережкой» в одноимённом романе, по которому в 2003 году был снят фильм.
Кадр из фильма «Девушка с жемчужной серёжкой».
Вообще-то, особую известность приобрел Ян Вермеер и его "Девушка с жемчужной серёжкой" после экранизации романа Трейси Шевалье. Сам Ян Вермеер не оставил после себя ни дневников, ни других записей.
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/660562/660562_original.jpg)
Мало упоминаний о нём и в письмах современников. Известно, что при жизни он был состоятельным человеком, но умер в крайней бедности. Его вдове пришлось продать несколько картин местному пекарю, чтобы оплатить счета.
Вермеер родился в нидерландском городе Дельфте в 1632 году. Его отец торговал произведениями искусства и владел постоялым двором. Сын унаследовал оба дела и плюс к этому сам писал картины. В наше время известно лишь о 33-х работах его авторства.
Слева: фрагмент картины «У сводни» (1656) - предполагаемый автопортрет Вермеера
Такое скудное количество можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, художник прожил лишь до 43-х лет, во-вторых, писал по два произведения в год, много внимания уделяя каждой детали. Кроме того, стоит учесть высокую стоимость красок, большую семью (11 выживших детей!), необходимость управлять гостиницей и продавать предметы искусства.
Помимо прочего, более двухсот лет творчество Вермеера практически никто не ценил, так что многие его картины могли быть перекрашены, выброшены и пущены на растопку.
«Девушку с жемчужной серёжкой» Вермеер написал приблизительно в 1665 году. Как уже упоминалось, это «трони», то есть не заказной портрет конкретной личности, а студийная работа, изображающая анонимную модель с необычным выражением лица или в странном костюме. В 1881 году картина была приобретена на аукционе всего за 2,3 гульдена (примерно 27 $US на сегодняшний день). После смерти покупателя полотно попало в Маурицхёйс. Его очищали и реставрировали в 1915-м, 1960-м и, что особенно важно, в 1994 годах.
Профессор Йорген Вадум реставрирует «Девушку с жемчужной серёжкой» в 1994 году. Фото via The Epoch Times.
Так что же это за серёжка такая? Для жемчужины слишком крупная, хотя есть и намного крупнее, а искусственно можно вырастить вообще всё, что угодно. Но во времена Вермеера вряд ли был искусственный жемчуг.
Может быть, это фарфор. В нашем представлении фарфоровые украшения - это в основном камеи. Но записи свидетельствуют, что из этого керамического материала изготавливали глазурованные и расписные бусины для ожерелий, брошей и серёг.
Девушка с жемчужным ожерельем. Фрагмент
Дама, пишущая письмо. ФрагментА что же на других картинах художника? Вот «Девушка с жемчужным ожерельем» и «Дама, пишущая письмо». Очень похоже, что в них изображено то же украшение, что и в «Девушке с жемчужной серёжкой»? Возможно, это была такая семейная драгоценность, и Вермеер использовал её как реквизит?
Крупные «жемчужные» серьги есть и на героинях других картин Вермеера, например, «Женщина с лютней» и «Женщина в красной шляпе».
Свои сомнения по поводу жемчуга в серёжках на картине Вермеера высказал три года назад голландский астрофизик и художник-любитель Винсент Ике (Vincent Icke) из Лейдена в журнале New Scientist. Он писал:
«…Главные сомнения вызывает отражение белого воротника в нижней части бусины. Если это жемчужина, то она состоит из тонких слоёв кальцита, которые рассеивают и преломляют свет разной длины, - пишет Ике. - Это создаёт знаменитый мягкий белый - жемчужный - блеск. Вместо этого мы видим яркий блик в левой верхней части украшения и отражение фрагмента одежды внизу…».
Профессор Ике полагает, что серьга изготовлена из «серебра или, возможно, полированного олова».
На это галерея Маурицхёйс на своём официальном сайте ответила:
Мы уже писали о том, что украшение в ухе девушки Вермеера - это не настоящая жемчужина. На самом деле, как и тюрбаны, „жемчужины“ не входили в повседневный наряд голландок в XVII веке. Квентин Бувело (Quentin Buvelot, главный куратор Маурицхёйс) и куратор Ариана ван Шухтелен (Ariane van Suchtelen) отмечали: „Жемчужина в ухе девушки удивительно велика. В наше время большинство драгоценностей выращиваются искусственно, но в XVII веке они естественным образом формировались в раковинах моллюсков. Крупные жемчужины были редкостью и оказывались у самых богатых людей планеты. В XVII веке были довольно широко распространены более дешёвые стеклянные перлы, обычно из Венеции. Их делали из стекла, которому придавали матовость. Вполне возможно, что у девушки такая жемчужина ручной работы“.
В любом случае, из какого бы материала ни было изготовлено украшение на картине Яна Вермеера, в массовом сознании она останется «Девушкой с жемчужной серёжкой». И если кому-то не нравится это название, он можете называть её по-другому. Например, «Голландской Моной Лизой».
![](https://ic.pics.livejournal.com/arktal/10230484/661587/661587_original.jpg)
По материалам сайта
ARTCHIVE