Хождения в Ципори

Apr 07, 2017 22:22

На днях я получил свежий номер журнала "בשביל הארץ" ("Бешвиль Ха-Арец"), в котором была небольшая заметка о мозаике в Ципори. Ничего нового, но автор вспомнила, как она, выросшая рядом в мошаве Ципори, ходила там с отцом, когда мозаики ещё не были раскопаны, и иногда поднимали с земли маленькие камешки смальты - традиционного материала, из которого складывали мозаики ещё с римских времен.

Это напомнило мне мой первый поход в Ципори. Середина 80-х годов. Небольшая группа любителей археологии при "Обществе охраны природы" во главе с археологом, кибуцником Игалем Теппером приехала в Ципори. Плату за вход ещё не взимали, и мы свободно ходили по всей территории.

На безлесом холме стоял полуразрушенный дом, гордо именуемый крепостью времен крестоносцев и бедуинского шейха Дагира (דאהר אל-עומר, 1689-1775), восточнее - следы археологических раскопопок 50-летней давности, с запада - свежие раскопки последних годов, внизу, на склоне холма угадывались полукруглые ряды амфитеатра, обращенного в сторону долины Бейт Нетуфа.


Ципори. Аэрофотосъемка. Скан из журнала QADMONIOT #83-84, 1988

В стороне, на расстоянии 1,5-2 км восточнее холма были какие-то грандиозные пещеры, и там действительно было, что посмотреть.

Здесь работали археологи, но это не было для нас помехой: наши походы всегда были в субботу, когда археологи расходились по домам, а заборы, которыми они огораживали место раскопок, только усиливали наше любопытство.

Вряд ли без Игаля серьезные, 50-60-летние законопослушные граждане стали бы перелазить через заборы, но с ним мы без зазрения совести преодолевали все препятствия.


Игаль Теппер (крайний слева) наблюдает за преодолением препятствийНо главное, конечно, не в этом. При Игале камни оживали и рассказывали много интересного. Трудно было представить эти пещеры такими, как они выглядят сегодня, после расчистки всех завалов, но мы знали, что это гигантский водосборник, построенный в первых веках н.э., равных которому в Израиле нет.

...а значит, на тех голых камнях на холме и вокруг был когда-то большой прорцветающий город. Где он?! Пишут ли что-то о нем старые книги?

Пишут. Много пишут. Игаль рассказывал, что это был административный центр Галилеи и в период израильского царя Александра Янная (I-II век до н. э.); и после римского завоевания Иудеи (середина I века до н. э.); и во времена царя Ирода, назначенного римлянами губернатором Галилеи, и которого в 37 г. до н.э. во время снежной бури (sic!), когда остальные города отказались ему подчиняться, жители Ципори приняли у себя; и при тетрархе Галилеи Ироде Антипе (4 г. до н.э. - 39 г. н.э.) ещё до строительтсва новой столицы, Тверии (~20 г. н.э.) на берегу Тевериадского озера. Город Ципори процветал и после. Не зря ведь Иосиф Флавий (37 - 100 г. н.э.) в "Иудейских древностях" называет его "красивейшим городом всей галилейской страны". Однако город не принял участие в Иудейском восстании 66-71 годов, известном благодаря сочинению Иосифа Флавия "Иудейская война", и в последующем, в восстании Бар-Кохбы (132-135) его тоже нет. О нем забыли? Он перестал быть еврейским городом?

Можно было бы предположить конспиративную теорию о преднамеренном забвении города из-за его сепаратизма. Но это не так. Ведь именно здесь прожил остаток своей жизни Рабби Иегуда А-Наси (135-220), знаменитый Раббену Ха-кадош - «наш святой учитель», глава Синедриона, который на то время обосновался в Ципори, систематизатор Устного Закона и редактор Мишны, на которой базируется Талмуд, и складывался классический еврейский закон Галаха.

По описанию Иерусалимского Талмуда, когда Рабби умер, в 18 синагогах города служили молебен в его честь. Где эти синагоги? Где римские храмы? Где бани, без которых ни один римский город не получит статус города? Да и такое водохранилище делается не для красоты. Но до больших открытий оставалось ещё несколько лет.

А пока отдел, которым я руководил в Тель Нофе, и который состоял преимущественно из русскоговорящей публики, в очередной раз уговорил меня выехать на природу. И мы поехали в Ципори.

Не помню уже, как это получилось (скорее всего я ошибся дорОгой - с Игалем мы поднимались на холм с севера от шоссе №77, а с отделом ехали с юга на машинах через мошав), и приехали мы не к крепости Ципори, а 2-3 км западнее, к церкви св. Анны, матери Девы Марии, т.е. бабушки Иисуса Христа, и её мужа, св. Иоакима, соответственно, дедушки.

Их очень жалостливая история впервые появилась в новозаветных апокрифах ("Протоевангелие от Иакова"), на протяжении веков она обросла многими легендарными подробностями ("Золотая легенда"), и в своё время очень вдохновила великого Джотто, создавшего на тему жития святых Анны и Иоакима знаменитые фрески в Капелла Скровеньи в Падуе.

И всё было бы хорошо, но адрес Анны и Иоакима был указан как-то неуверенно, и крестоносцы, пришедшие на землю Израиля через 1000 лет, построили несколько церквей, посвященных родителям Девы Марии. Одну из них - в Ципори, или - в Ла-Сефори, как город назывался в то время.


Идея о том, что Дева Мария родилась в Ципори, появилась задолго до крестоносцев. В V-VI веках, с приходом Византии Ципори оставался большим и процветающим городом с еврейским населением ("город убийц Господа", т. е. евреев, по определению одного из отцов церковной истории, епископа Евсевия Кесарийского, IV в. ), но к тому времени уже быстро росло количество христиан, строились многочисленные церкви, христиане принимали участие в городском самоуправлении. Одно время город был центром местной епархии со своим епископом.

И тут выяснилась неприятная подробность: в 5 км от Ципори находится знаменитый, но маленький и очень заурядный Назарет - место жительства Святого семейства, которое многократно упоминается в Новом Завете, а большой и богатый Ципори - ни разу! Что вообще-то странно, но кто знает, может быть этот факт побудил горожан "поселить" в нем Анну и Иоакима.

По другой версии родители Девы Марии жили в Иерусалиме. Там около Львинных ворот есть замечательно сохранившаяся церковь святых Анны и Иоакима, а в Ципори от церкви осталась только восточная стена, на которой видны следы двух боковых апсид и ниша центральной апсиды. Всё пространство перед ними - то, что было когда-то 3-нефным храмом, окружает стена.

Подробности нашего проникновения на эту территорию, я уже не помню, но своё любопытство мы удовлетворили только в помещении, которое скрывалось за дверью в стене, закрывающей одну из боковых апсид. Наверное, там молились монашки из монастыря "Сестры св. Анны", который мы обнаружили потом. К нашему приходу помещение было пусто, и мы сделали небольшой групповой снимок под иконой сразу трех святых: Анны, Иоакима и их дочери, будущей богородицы Марии.

Оттуда мы поднялись на холм - единственное место, где мне было, о чем рассказать. Ведь практически ничего из того богатства, которое сегодня можно увидеть в Ципори, тогда ещё не было раскопано.

На вершине холма стоял одинокий полуразрушенный дом - бывшая крепость крестоносцев, как пишут о нем в путеводителях. Надо отметить, что на крепость крестоносцев это мало похоже, но присутствие христианского воинства в этих местах несомненно. Именно из Ципори (он же Ла-Сефори, или в арабские времена - Саффурия) вышло в 1187 году на решающую и печально закончившуюся битву на поле Карней Хаттин с легендарным Салах ад-Дином (1138-1194) гигантское войско во главе с королем Иерусалимского королевства Ги де Лузиньяном (ум. 1194).

Как пишут хроники "при источнике Саффурии, где был разбит лагерь, кроме тысяч легковооруженных стрелков [было] не менее 2000 рыцарей и 18000 человек пеших, большей части в самом богатом вооружении"[Б.Куглер, "История крестовых походов"]. Если вспомнить бедного рыцаря Дон Кихота, который несмотря на свою бедность имел оруженосца, можно себе представить, сколько народу сопровождало в тот злосчастный июль 1187 года 2000 рыцарей и 18000 пеших "в самом богатом вооружении". Однако, археологи до сих пор никаких следов этого воинства в окрестностях Ципори не нашли, а одинокий дом на вершине холма слабое напоминание о том грандиозном событии, свидетелем которого были эти места.


Битва при Хаттине
В XVIII веке здесь обосновался бедуинский правитель Дагир аль-Умар аз-Зейдани (1690-1775), который восстановил этот дом и сделал его своей резиденцией. Он много способствовал развитию всего района (от Сидона (Ливан) до Яффо) и погиб, защищая осажденный Акко.

В начале ХХ века здание, остатки бывшей крепости крестоносцев, отремонтировали заново и, под эгидой монастыря "Сестер св. Анны", открыли там школу для девочек. В 1990 году, когда мы там были впервые, школа была уже в монастыре, а здание стояло пустое и разрушенное. Года 4 назад, здание восстановили и открыли там небольшой и довольно симпатичный археологический музей, посвященный Ципори.

А тогда это выглядело так:

В Ципори я был очень много раз и вспомнить хронологию всех моих посещений практически невозможно, да и незачем, но на моих глазах унылый безлесый холм и заброшенные вокруг поля преобразились в уникальный археологический музей под открытым небом, о чем я хочу рассказать в следующих заметках.

ПРОДОЛЖЕНИЕ - Дионисиада

Израиль, #83, Истории из Истории

Previous post Next post
Up