День третий (2)
(см.
День первый)
"Священное уродство"
(продолжение)
В приподнятом настроении, но слегка обалдевшие от "священного уродства"
Дома Бальо, мы продолжили по Пассейч-де-Грасиа до №92, к следующему "Гауди", к Дому Милá. Но, прежде чем опять погрузиться в мир фантазий Великого архитектора, несколько организационных вопросов, затронутых в комментариях к предыдущей части.
Посещение Дома Бальо обошлось нам по 14 € на человека, так как была скидка для людей нашего "золотого" возраста. Нормальная цена - 16 €. Но надо отметить, что "Дом Бальо" - это частный музей и поэтому, наверное, вход стóит значительно дороже городских музеев. Вход в "Дом Милá" стоил 10 €, но (и это надо иметь ввиду!) посещение "Дома Милá" входит в комплексный билет 7-ми музеев Барселоны и стóит всего 22 €, т.е. в среднем, чуть больше 3 € на один музей.
Кроме "Дома Милá" в этот билет входит посещение
- музея Пикассо,
- музея Миро,
- Национальной галереи (Дворец на вершине Монжуик),
- Музей Антони Тапиес,
- Центр современной культуры Барселоны
- и музей современного искусства.
4 из 7 мы посетили, и о них я расскажу позже. На Музей Антони Тапиес, Центр современной культуры Барселоны и музей современного искусства времени не хватило, но несколько слов о них ещё скажу.
Макет Дома Милá, выставленный в экспозиции чердачного помещения Дома Милá
Итак, вернёмся к Гауди. После дома Бальо экспозиция дома Милá выглядит значительно скромнее и не производит на посетителя ожидаемого продолжения волшебной сказки. Однако начнем сначала.
В начале XIX века жительница Барселоны богатая вдова
Рузе Сегимон, наследовавшая состояние своего первого мужа, вышла вторично замуж за известного барселонского коммерсанта
Пере МилáСупруги решили построить дом на одной из центральных улиц города и обратились к самому известному архитектору, земляку Рузе, Антонио Гауди. Строительство продолжалось несколько лет и сопровождалось многочисленными конфликтами между городскими властями, архитектором и заказчиком. В конце концов, незадолго до окончания строительства, в 1909г Гауди оставил этот проект и больше к гражданскому строительству не возвращался. К тому времени он был полностью поглощен строительством главного создания своей жизни - Собор Святого Семейства (Саграда Фамилия - Sagrada Família). К нему мы ещё вернёмся.
Взаимоотношения заказчика, архитектора и инспектора, в качестве которого выступал муниципалитет Барселоны, редко когда бывают безоблачными, но в этом случае конфликтная ситуация подогревалась критическими статьями в прессе, карикатурами и насмешками над необычным зданием. Ещё во время строительства массивная громада на перекрестке двух самых оживленных улиц города получила издевательское прозвище «Ла Педрера» (La Pedrera), что означает «каменоломня». Его хозяйка, расположившаяся в бельэтаже этого здания на площади почти 1500 кв. м, сразу же после смерти архитектора всё перестроила.
Так выглядел Дом Милá в 1911г, незадолго до окончания строительства (источник -
Художественное наследие) -
С тех пор многое изменилось. Современные исследователи творчества Гауди склонны считать здание самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением. Я не специалист, и даже не архитектор. Мои впечатления поверхностны, и подтвердить это мнение не смогу. Да и здание турист может посмотреть только снаружи, в чердачном помещении и на крыше. Не знаю, сохранилась ли планировка этажей в таком виде, как это сделал Гауди? Не видел, что представляют собой лестничные пролеты и прочие элементы здания - дом жилой и, естественно, квартиры закрыты для посетителей, но и то, что показывают, впечатляет.
Снаружи, даже сегодня, через 100 лет после его строительства Дом выглядит необычно и выделяется на фоне более "спокойных" соседей. Мне он напомнил жилища берберов в песчаных скалах Сахары или пещеры древних жителей Каппадокии, когда люди приспосабливались к рельефу и топографии поверхности.
Каср Кабав. Помещения для хранения продуктов в берберском поселении. (
Источник)
Но приблизившись к зданию, теряешь ощущение его каменной неподвижности. Исчезают нагромождения скал, и с удивлением обнаруживаешь правоту древних греков: "Всё течет!". На окна набегают бесконечные ряды волн, а металлические ограждения балконов
превращаются в маленькие причудливые водовороты, закрытые стеклянными крышками, чтобы заглянуть внутрь и не утонуть.
Начинаешь понимать - рука Мастера. Не каждому дано превратить металл и камень то в царственно катящиеся волны, то в мелкие завихрения водоворота.
Потом уже, дома нашел в интернете, что почти все ограждения балконов были изготовлены по проекту Гауди, и архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.
На верхнем этаже, куда приходит лифт прямо от входа, показывают убранство квартиры и домашнюю утварь времен Гауди. На чердаке под арочными сводами крыши посетителя встречает экспозиция макетов здания,
мебели, диаграмм и, на мой взгляд, один из самых интересных экспонатов, цепные подвески Гауди.
Отраженная в зеркале многоопорная арочная конструкция, образованная свободноподвешенными к потолку чердака цепями. В зеркале отразились также арочные своды, несущие крышу Дома Милá.
Идея создания купольных и арочных сооружений путем копирования перевернутого контура свободно провисающей цепи была известна до Гауди, но Гауди, который искал наиболее естественные формы сооружений, широко применял этот прием для строительства многоопорных конструкций. Подвешивая мешочки с грузом, пропорционально соответствующим нагрузкам, Гауди получал искомую форму всей конструкция. В результате возникал пространственный «каркас», в котором хорошо просматривались все стороны будущего сооружения.
Однако все экспонаты этого музея меркнут при выходе на крышу Дома. Известный архитектор Йозеф Видеман назвал постройки знаменитого каталонца "драгоценными камнями, вкрапленными в среду однооб¬разного и серого", а крышу Дома - "развернутым по горизонтали пейзажем, который до сих пор назывался крышей". [
Мировая художественная культура, ХХ век]
На крыше мы бродили не меньше часа. Дом большой, но лес загадочных фигур и строений, постоянные переходы, мостики, тоннели и виды, которые открываются оттуда, делают его бесконечным.
Здесь я впервые понял, что для украшения годиться любой материал - не сразу до меня дошло, что темно-зеленые шлемы на дымоходах в одном из переходов - это битые бутылки, которые, как я прочел потом, рабочие собирали по просьбе архитектора на улицах города.
Через короткие тоннели можно разглядеть силуэт главной достопримечательности Барселоны - Собор Святого семейства (фото справа) и далеко-далеко на горе Тибидабо Храм Святого сердца (фото слева) с фигурой Иисуса Христа на высоте 575 метров.
На выходе мы немножко заблудились и попали в обычно непосещаемые туристами места:
- внутренний дворик, в котором видно было, что это жилой дом. В окнах горел свет, и иногда появлялись чьи-то лица.
- и выход на улицу через ворота, кованой паутиной защищавшей жителей от непрошеных гостей.
На этом закончилась только первая половина третьего дня в Барселоне.
Примечание: Все фотографии автора.
(см. продолжение -
День третий (3-3))