Вся власть от Бога. Современное восприятие труда свт. Филарета (Дроздова) "Христианское учение...

Sep 17, 2018 19:11


...о царской власти и об обязанностях верноподданных"

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский (26.12.1782 - 01.12.1867) посвятил немало своих выступлений и трудов освящению вопроса о царской власти, о ее богоустановленном характере и о взаимоотношениях с нею Церкви и верноподданных граждан. Из исследований и глубоких размышлений святителя его последователями было составлено целостное учение о государственной власти, по которому царь есть земной носитель власти Божией, а царство земное есть образ и преддверие Царства Небесного. «Где есть общество человеческое, там необходимо есть власть, соединяющая людей в состав общества, ибо без власти можно вообразить только неустроенное множество людей, а не общество. Но власть действует в обществе, и сохраняет оное, посредством повиновения. Следственно повиновение необходимо соединено с существованием общества. Кто стал бы колебать или ослаблять повиновение, тот колебал бы, или ослаблял бы основание общества.»[1]



Составленный по трудам и высказываниям святителя сборник «Христианское учение о царской власти и об обязанностях верноподданных» является подробным и обстоятельным изложением взглядов святителя Филарета на вопрос отношений между обществом к властьпридержащими. Несмотря на то, что в своем учении святитель Филарет описывает и доказывает богоданность царской власти, вполне возможно приложить это учение к любым формам легитимного государственного управления, в силу очевидной над-историчности и сверх-цивилизационности библейских истин, положенных в основу этого учения и всей человеческой истории.

Актуальность подробного рассмотрения вопроса об отношении граждан к органам государственной власти и ее решениям очень высока. Стремительные изменения в социально-политическом строе российского общества, яркие и подчас противоречивые явления общественной жизни, а также всестороннее переосмысление грозного опыта прошлых периодов не могут не касаться и не волновать каждого здравомыслящего члена общества. Следовательно, каждый ответственный гражданин, можно сказать, ежедневно и ежечасно оказывается перед лицом серьезнейших вызовов мировоззренческого и жизнеопределяющего характера, ведь выбор той или иной принципиальной позиции всегда имеет не только предварительную основу, но и существенные последствия в духовной области целостного человеческого сознания.

Увы, сегодня, видимо, в силу высокой динамичности изменения окружающего мира, а также в силу распространения определенного стандарта поверхностного мировосприятия и привычки к «быстрым и приятным ответам», в большинстве случаев человек склонен давать скоропалительные и обвинительные оценки практически всем явлениям и событиям, имеющим своим источником органы общественного контроля и управления. Можно сказать, что «ругать власти» - это один из самых заметных трендов современного общественного диалога, и мало кто из людей способен противостоять этой разрушительной парадигме либерального мышления. Редкий разговор, коснувшись действий и решений властей, обходится без скептических и насмешливых интонаций, а такие словосочетания как «Государственная Дума», «кандидат в Президенты», «предвыборная кампания», «политическая партия» и тому подобные, парадоксальным образом, приобрели в общественном восприятии стойкий анекдотический подтекст. Конечно, особенно прискорбно слышать подобные инсинуации из уст священнослужителей, также зачастую не упускающих возможность упрекнуть в двоедушии «лицемеров и фарисеев у власти» и посетовать на безрадостные перспективы жизни «в этой стране».

«Нет власти не от Бога» (Рим 13:1), возвещает нам апостол Павел. «Бога бойтесь, царя чтите», «со всяким страхом повинуйтесь господам» (1Пет 2:17, 18) - вторит ему апостол Петр. «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф 22:21) - читаем апостольское свидетельство слов Самого Спасителя. Казалось бы, какие еще нужны доводы и резоны, по крайней мере, человеку, просветленному верой Христовой, чтобы искоренить из своего разума даже намек на критиканство и злопыхательство в отношение тех, кто, Божьей милостью, поставлен руководить и управлять твоей организацией, городом, областью, страной? Увы, необъяснимым образом эти строки либо проходят мимо внимания православного читателя, либо становятся объектом для, мягко говоря, странных смысловых манипуляций, наподобие рассуждений о том, что, дескать, «это же сказано не про всякую власть, а только ПРО ХОРОШУЮ», или даже что «апостольские послания могли иметь более поздние вставки и исправления, в угоду хитрым властителям».

В своих трудах святитель Филарет основательно и последовательно расставляет все акценты в этой животрепещущей теме. Он по порядку библейской хронологии раскрывает вопросы о происхождении власти как таковой, приводит неоспоримые свидетельства непосредственного Божьего управления человеческими царствами, подчеркивает провиденциальный характер любой, а не только «правильной» власти. «Посему Бог и называется «Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6:15), Имже «царие царствуют» (Прит 8:15). «Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет.» (Дан 4:22), «ибо Господне есть царство, и Он - Владыка над народами.» (Пс 21:29). «В руце Господни власть земли, и потребного воздвигнет во время на ней» (Сир 10:4)» - приводит библейские свидетельства святитель. И вскоре он дает ответ тем, кто склонен к рассуждениям об «устаревании» этих азбучных истин Христианства: «Может быть, некоторые возразят, что все это было во время Теократии, то есть Богоправления, и что теперь иные времена. Никто, конечно, не станет спорить, что времена переменяются и что нынешний год уже иной, а не тот, который прошел. Но разве какие-нибудь иные времена имеют иного Бога?»[2]

Действительность и свойство непосредственного Божьего управления земными царствами человеческими - неоспоримый факт, ведь Царство Господа - «царство всех веков и владычество Его во всяком роде и роде» (Пс 144:13). И «если сие всеобъемлющее владычество Божие подвергает нас некоторой судьбе, то судьбе премудрой. Если оно по видимому налагает узы, то разве на своеволие и буйство. Если уничижает, то единственно тех, которые думают быть сами творцами своего величия, мечтают «взыти выше облак и быти подобны Вышнему» (Ис 14:14)»[3].

С горечью святитель Филарет отмечает далее: «В наши времена многие народы мало знают отношение царств человеческих к Царству Божию, и что особенно странно и достойно сожаления и ужаса - мало знают сие народы христианские». И это при том, что именно у христианского сознания имеются четкие исторические доказательства Божьего государственного управления. Царь Давид был избран в царя Израилю причудливым Божьим промыслом (1Цар 16:1 и далее). Также свидетельствует о том и преображение языческого царя Константина, первого покровителя Церкви Христовой: ««Однажды, в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, - говорил Константин, - я собственными очами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: сим побеждай». Вслед за тем во сне явился Христос Константину и повелел, сделав знамя, подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов (Евсев. о жизни Константина, кн. 1, гл. 28-9).

Из тех же соображений, с опорой на библейские и святоотеческие свидетельства, выводит святитель Филарет обоснования единодержавия («какое правительство дало еврейскому народу государственное образование и законы? Один человек Моисей. Какое правительство распоряжалось завоеванием обетованной земли и распределением на ней племен народа еврейского? Один Иисус Навин»), наследственности власти, а также священного миропомазания царствующих особ. Причем святитель подчеркивает, что «венчание на Царство» - не есть дело рук человеческих, а происходит по воле Божьей, в том числе и в отношении правителей, не имеющих никакого отношения к Истинной Религии Единого Бога. Вот как это выражено: «достойно особенного примечания, что Слово Божие называет помазанными и таких земных владык, которые никогда не были освящены видимым помазанием. Так Исаия, возвещая волю Божию о царе Персидском, говорит: «сице глаголет Господь помазаннику Своему Киру» (Ис 45:1), тогда как Кир еще и не родился, и родясь не познает Бога Израилева, в чем и обличается от Него предварительно: «укрепих тя, и не познал еси Мене» (Ис 45:5). Каким же образом сей самый Кир в то же время наречен помазанным Божиим? Сам Бог изъясняет это, когда предрекает о Кире чрез того же пророка: «Аз возставих его... сей созиждет град Мой, и пленение людей Моих возвратит» (Ис 45:13). Проникни здесь, христианин, глубокую тайну предержащей власти! Кир есть царь языческий, Кир не знает истинного Бога, однако Кир есть помазанник истинного Бога. Почему? Потому что Бог, «сотворивый грядущая» (Ис 45:11), назначил Кира для исполнения судьбы Своей о восстановлении избранного народа Израильского; […] помазал Дух Кира еще прежде, нежели произвел его на свет; и Кир, хотя не знает, кем и для чего помазан, движимый сокровенным помазанием, совершает дело Царствия Божия. Как могущественно помазание Божие! Как величествен помазанник Божий! […] Он есть живое орудие Божие; сила Божия исходит чрез него во вселенную и движет большую или меньшую часть рода человеческого к великой цели всеобщего совершения»[4].

Неприкосновенность царской (сиречь государственной) власти есть важнейшая заповедь, по словам Священного Писания: «не прикасайтеся помазанным Моим!» (1Пар 16:22) и: «касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Господня» (Зах 2:8). Святитель Филарет поясняет: «если бы слово Божие и не провозглашало неприкосновенности помазанных Божиих, тем не менее обществу человеческому для собственного своего блага надлежало бы законом постановить и оградить неприкосновенность предержащей власти. Рассуждайте здраво и основательно. Именно: «не прикасайтеся» властям предержащим, глаголет Вседержитель, ибо они суть Мои; не прикасайтеся, ибо они суть «помазанные» от Меня. Итак, одно из глубоких оснований неприкосновенности предержащих властей есть то, что они суть Божии. «Несть бо власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим 13:1)»[5]. И еще: «Если же, таким образом, всякая предержащая власть открыто или сокровенно исходит от Бога и Ему принадлежит, то как дерзнуть прикоснуться к ней? Если мы требуем, чтоб наше произведение было неприкосновенно для других и чтоб наша собственность была ненарушима, то кто может безнаказанно нарушить устроение и собственность Вседержителя?»[6].

«Благоверные россияне!» - восклицает святитель Филарет, - «Храните же внимательно и благоговейно зеницу ока Господня! «Не прикасайтеся помазанным Божиим!» Заповедь Господня не говорит: не восставайте против предержащих властей, потому что подвластные и сами могут понимать, что, разрушая власть, разрушают весь состав общества и, следственно, разрушают самих себя. Заповедь говорит: «не прикасайтеся» - даже так, как прикасаются к чему-либо без намерения, по легкомыслию, по неосторожности; потому что случается нередко, что и в этом неприметно погрешают. Душа христианская! Ты призвана «повиноватися... за совесть» (Рим 13:5), а потому, сколько возможно, не прикасайся власти ни словом ропота, ни мыслию осуждения, и веруй, что «якоже возвеличится душа помазанных во очию твоею, тако... возвеличишься ты пред Господом, и... покрыет тя, и измет тя от всякая печали» (1Цар 26:24)»[7].

Благоговейное почитание, послушание, молитвенная поддержка и разумное сопричастие верховной власти и другим законно поставленным властям и начальствам - вот удел истинного христианина. Вовсе не потому, что нет у него смелости и силы, чтобы открыто воспротивится тем или иным неблаговидным поручениям или предписаниям от властьимущих. Ровно наоборот: христианин спокойно и послушно принимает любые действия и распоряжения властей, потому что твердо знает цель и смысл своей жизни, цену каждого своего помысла, слова и деяния, и каждую секунду помнит, откуда он и куда идет, а также каковы истинные ориентиры и ценности в его временной земной жизни.

Кто-то, возможно, спросит: «а как же быть с теми указаниями от начальства, которые идут прямо вразрез с христианскими установками? Надо ли также безропотно подчиняться явно богопротивным приказам? Если прикажут, например, снять нательный крестик? Или запретят ходить в Церковь? Или поставят перед выбором: служебная карьера - или Христос?» Конечно же, на эти вопросы давно даны все ответы, и в Священном Писании, и, главное, в самой многовековой жизни Святой Церкви, в которой редкое десятилетие обходилось без тайных притеснений или открытых гонений верных Христу. Для того и сияет неизменно над миром Солнце Правды Христовой, чтобы в каждом уголке мира и для каждой преследуемой и угнетенной Святой Души всегда был открыт благословенный путь исповедничества, а если даст Господь, то и мученичества[8] - с твердой верой во Спасение, надеждой на Высшую Справедливость и всепобеждающие попечение и любовь Всеблагого Творца к Своему творению.

Будем же искать, по завету Спасителя «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф 6:33), убегая грехов лжесвидетельства, злословия, осуждения, которые, увы, так легко входят в наш разум и в нашу речь, если только живем не по Слову Божьему, а в угоду своим личным пристрастиям и суетным, погибельным воззрениям. Услышим призыв святителя Филарета, который и по прошествии полутораста лет не потерял ни на йоту своей остроты и значимости: «О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство царя и устроение земного царства по образу небесному и постоянно ознаменовывали себя чертами того же образа - благоговением и любовью к царю, смиренным послушанием его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, - превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все, по образу небесному благоустроенное, по образу небесному было бы блаженно. Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного. Россия! Ты имеешь участие в сем благе паче многих царств и народов. «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего» (Откр 3:11). Сохраняй и продолжай украшать твой светлый венец, непрерывно подвизаясь совершеннее исполнять сии венцедательные заповеди: «Бога бойтеся, царя чтите»[9].

ЛИТЕРАТУРА

1. «Православная Церковь о революции, демократии и социализме». Сост. Н.Терехова. - Litres, 2017.

2. Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003.

3. Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. - М., Издательство «Отчий дом», 1994.

[1] Цит. по: Святейший Патриарх Алексий (Симанский). «Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях». - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. С. 53.

[2] Святитель Филарет (Дроздов). Избранные труды, письма, воспоминания. - М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. С.  439.

[3] Там же. С. 108.

[4] Там же. С. 154

[5] Там же. С. 152.

[6] Там же. С. 153.

[7] Там же. С. 155.

[8] В Апологии мученика Аполлония (180-185 гг. по Р.X.) читаем слова его речи на суде: «Но так как из-за лжи существует неверие, а из-за неверия существует клятва, то я свободно поклянусь в истине истинным Богом, хотя мы любим также и императора и возносим молитвы за его величество». И далее: «Посему согласно с учением Божиим, мы молимся Тому, Кто обитает на небе, и есть единый истинный Бог, чтобы (власти) право правили на этой земле, потому что мы с несомненностью знаем, что он (т.е. Коммод) поставлен императором ни кем другим, как только тем единым Царем - Богом, который все содержит в Своей руке»

[9] Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. - М., Издательство «Отчий дом», 1994. С. 275.

Previous post Next post
Up