Центрально-лесной заповедник, июль 2024
Смеркается. В старом еловом лесу тихо-тихо, так как дневной ветер давно улёгся, а птицы вечерние в конце июля уже не поют. Слышно кузнечика с опушки, но еле-еле - опушка не так уж и близко. Да ласточки летают над лесом, там, где ещё есть вечерний свет.
Я стою у старой сухой ёлки, которая одна на весь лес скрипит на все лады. То ли скрипит, то ли хрустит, то ли дремлет и похрапывает. Один за другим идут от ёлки сухие скрипы «скррррррр, скрррррррр, скррррррр»! Как будто раскачивает ёлку неосязаемый ветер. Но, нет, ветра нет, дерево и не шелохнётся. А скрип идёт - это в вечерней лесной тишине общаются друг с другом личинки жуков - больших чёрных еловых усачей. И я их общение записываю.
Сидят личинки в своих ходах в стволе дерева и чем-то там барабанят или щёлкают. Сухая ёлка для них - большой, наполненный вкусной древесиной дом, и они его с помощью щёлкающих сигналов делят. Стараются распределиться по стволу равномерно и не пересекаться. Иногда слышно три или даже четыре барабанные трели одновременно. Заметно, что есть трели пониже, а есть повыше, зависит это, наверно, от размера личинки.
Звук у личинок усачей лесной-лесной, даже дремучий, сразу понятно, что ты в старом хвойном лесу, или тайге. Немножко жутковатый звук, как из сказки «скрипи, скрипи, нога». «Скррррррр, скрррррррр, скррррррр». Скрипят личинки, видимо, в разные сезоны. Но в тёплые погожие дни в поздне-летней и осенней тишине их особенно хорошо слышно. А после сегодняшнего вечера я знаю, что и в глубоких серых сумерках личинки скрипят тоже неплохо.
Click to view