АдЪ и Израиль. Ливан. Баальбек. Часть 1.

Apr 20, 2015 22:29



Начало тут

Утром следующего дня мы в 8-30 утра уже как штык были у входа. Водитель, прибывший, что удивительно, вовремя, обрадовал на с новостью о том, что проехать в Баальбек всё-таки можно - погодные условия позволяют. Мы недоумённо посмотрели на небо. Вокруг было солнечно и плюс пятнадцать, точно так же как и вчера. Пожали плечами и погрузились в машину. Недоразумение разъяснилось очень быстро, когда мы выехали из города и начали подниматься вверх (а надо сказать, что подъём здесь довольно крутой - буквально за пятнадцать-двадцать минут ты оказываешься на высоте более километра). Горный Ливан оказался буквально завален снегом.





как пояснил водитель, оказывается, в аккурат перед нашим прилётом в регионе случилась природная аномалия и на Ливан (и Иорданию с Израилем тоже) вывалилось какое-то рекордное количество снега, в результате чего автомобильное движение во внутренних районах страны оказалось полностью парализовано на сутки с лишним. И только к утру воскресенья где разгребли, ну а где и само подтаяло.



Впрочем, ехать всё равно могли не только лишь все - про обочинам тут и там стояли вереницы фур, движение для которых ещё не было открыто. И правильно - дороги кое-где были ещё скользкие, так что с учётом рельефа и отсутствия зимней резины эта мера предосторожности была совершенно нелишней. Скучающим водилам приходилась отогреваться в придорожных кафэ, зачастую выглядевших весьма причудливо.



И насчёт "завалено" я совершенно не шучу - вот как выглядели в это утро дорожные обочины. После бесснежной Москвы зрелище было совершенно сюрреалистическое и ябы сказал, несколько неожиданное.



Ну ладно горы, но точно такая же картина наблюдалась и в долине Бекаа, в которой и находится Баальбек. Гнездилище шиитов и партии "Хезболлах", между прочим, так что блокпосты там стояли через каждые пять километров. Обычно нас пропускали, просто заглянув в окно и выслушав объяснеие водителя про руссо туристо, но пару раз тем не менее проверили паспорта.



Меры предосторожности не выглядели чрезмерными, если понимать, что как раз по этому-вот невысокому хребту проходит граница с воюющей Сирией. Когда-то охваченный гражданской войной Ливан был для своего восточного соседа источником постоянного беспокойства, и сирийская армия долгое время оккупировала долину и некоторые другие области страны. Теперь всё ровно наоборот: Сирия в руинах, а в Ливане всё почти что спокойно. Это "почти" очень выпукло блеснуло как раз в момент нашей экскурсии - уже назавтра, вылетая из Бейрута, я прочитал в местной газете, что в Баальбеке (не непосредственно в развалинах, а в окружающем их городе с тем же названием, по совместительству штаб-квартирой "Хезболлах") шлёпнули бригадного командира ИГИЛ, причём сделали это свои же. Оказывается, ИГИЛ чувствует себя в Бекаа вполне комфортно, но поскольку у них своеобразный пакт о ненападении и с правительством, и с "Хезболлах", внешне это не проявляется никак.



Но это всё была присказка - пора поговорить и о цели нашей поездки. Считается, что Баальбеку примерно 9 тысяч лет, то есть это очередной посещённый мною самый древний город мира. Святилище тут располагалось ещё в финикийско-библейские времена, но развернулись тут именно римляне, в течение первого-второго веков нашей эры отгрохав тут храмовый комплекс, который сейчас считается самым большим из сохранившихся до наших дней. Перед походом непосредственно к храмам (точнее, к храмам, потому что их три - в честь Юпитера-Баала, Бахуса и Венеры) стоит завернуть в каменоломню, где выламывали известняковые блоки и перетаскивали их на несколько сотен метров непосредственно на стройплощадку. Главным напоминанием о кипевшей там некогда работе является камушек, который успели даже обтесать, но не смогли вывезти. Что и неудивительно, поскольку этот камушек считается самым большим обработанным монолитом в мире и весит примерно тысячу четыреста тонн.



Конечно, монолит на первый взгляд не производит впечатления сверхгигантского, но вот вам пара человек на его фоне для сравнительного масштабирования.



Естественно, торец камня запачкан вандалами разных стран и эпох. Иногда, кстати, задумываешься, что нынешняя мода на селфи в значительной мере оберегает памятники архитектуры от разного рода надписей, поскольку тешить тщеславие путём фотографирования себя, любимого, на фоне всяких колизеев куда проще, чем малевать или выцарапывать на них свои имена.



Вход в древний Баальбек стоит 10 тысяч ливанских фунтов, или шесть с половиной долларов. Недавняя снежная буря, судя по всему, сыграла нам на руку, так что на тот момент мы оказались единственными посетителями этого места. Даже назойливые самозваные гиды и попрошайки, обычные для подобного рода мест в странах третьего мира, куда-то испарились.



Продолжение следует.

Ливан

Previous post Next post
Up