Начало
тут.
В период королевского правления в Лаосе сложилась довольно уникальная ситуация, когда столица и вообще центр всей политической активности находились в одном городе (Вьентяне), а королевская семья имела свою постоянную резиденцию здесь, в Луангпрабанге. Впрочем, если знать историю страны (а я уже давал небольшой экскурс), то ничего удивительного тут как раз нету. Напомню, что до прихода французов никакого единого Лаоса не существовало, а местная династия правила исключительно Луангпрабангом и окрестностями, при этом умудряясь платить дань Сиаму, Вьетнаму и Китаю одновременно. Колонизаторы нашли это семейство очень удобными марионетками, и когда в начале прошлого века на престол взошёл молодой король Сисавангвонг, они сразу построили ему небольшой компактный дворец с полагающимися к нему прудом и храмом (на фото).
Сисавангвонг правителем был никаким, в принципе он любил только две вещи - Ебстись и Бухать, в молодости отдавая предпочтение первому занятию, а в зрелом возрасте - второму. Причём преуспел он явно в обоих дисциплинах. Когда во время несчастного случая на батюшке-Меконге у марионеточного короля утонуло сразу 14 детей, он этого факта особо и не заметил, потому что у него оставалось ещё минимум штук сорок от разного рода жён и наложниц. Надо сказать, что особы лаосской королевской крови вообще отличались изрядной плодовитостью, так что некоторые из их потомков от отчаяния и бескормицы вынуждены были уходить в политику и даже революцию, в частности, первый президент уже коммунистического Лаоса принц Суфанувонг (его имя наверняка на слуху у старшего поколения) действительно был белая кость и голубая кровь, правда второго разряда. Ну а об успехах короля в освоении горячительных напитков косвенно свидетельствует его статуя, установленная в дворцовом парке и изображающая момент Дарования Народу Конституцыи. Его величество Сисавангвонг, который в молодости был ого-го, предстаёт перед изумлёнными посетителями совершеннейшей жабой,
или, если уж быть совсем точным, предводителем гунганов из колхоза "Глубоководный Олень" первого эпизода "Звёздных войн".
По правую руку Короля-Амфибии находится уже упомянутый пруд с карпами,
а за спиной - нечто вроде отдельно стоящего церемониального зала, где сейчас происходят всевозможные концерты, в честности, выступления лаосского королевского балета, который сейчас королевским не является и к балету в нашем понимании имеет чрезвычайно отдалённое отношение. На самом деле это что-то вроде разновидности традиционных индийских танцев, хотя за такое сравнение любой уважающий себя абориген тут же попытается утопить вас в чане с падеком.
Сам же дворец весьма неказист и не идёт ни в какое сравнение не только с бангкокским, но даже и с пномпеньским. Что и понятно - зачем французам было тратить лишние деньги на хрен знает кого? Почему-то фотографировать внутри строжайше запрещено, хотя особых материальных ценностей там нету. Лично меня более всего заинтересовал громадный портрет короля кисти художника Ильи Глазунова. Наш пострел везде поспел. Правда, это не Король-Жаба, а его сын - последний монарший правитель Лаоса по имени Савангваттана, судьба которого была значительно более грустной, чем у его родителя.
Савангваттана не был пьяницей и плейбоем и как раз таки жаждал принимать активное участие в судьбе страны. В частности, он развил очень большую дипломатическую активность, ставящую целью международного признания Лаоса как нейтрального государства. Но, к несчастью, он практически ничего не мог сделать. Лаос был (и остаётся) маленькой и слабой страной, зажатой между коммунистическими ДРВ и КНР и поддерживаемыми США Южным Вьетнамом и Таиландом. Каждая из этих стран имела здесь свои интересы и уж никто не жаждал реального установления нейтралитета, ибо тогда здесь стало бы невозможно что-либо урвать. Итог войны в общем-то известен: сначала в 1973 году к власти пришла коммунистическая коалиция, номинально сохранившая власть короля, а когда после падения Сайгона играть в фишки-плюшки стало уже бессмысленно, короля просто попросили с трона вон. Он добровольно передал свой королевский дворец государству и не менее добровольно отправился в глухую деревню в лагерь перевоспитания, правда, с достаточно либеральным режимом, где и скончался от неизвестных причин примерно через три года. Вот так вот и закончилась лаосская монархия.
Продолжение следует.