Эффективный менеджмент

Jan 05, 2011 18:33



В Подмосковье в ночь с 4 на 5 января 2011г. из-за ухудшения погодных условий вышли из строя еще десятки трансформаторных подстанций. По данным на 08:00 мск 5 января были отключены 470 подстанций

При обсуждении причин масштабных отключений электричества в Подмосковье народ, в общем, делитсся на две фракцыи: одна обвиняет во всём Рыжую Скотину и проведённые им пертурбации в энергетики, другая же винит во всём Рыжую Скотину и давно не виданное в наших краях бедствие в виде ледяного дождя.

Нисколько не снимая вины с Рыжей Скотины, выскажу пару соображений общего порядка, которые вас скорее огорчат, мои маленькие друзья. потому что лучше бы дело было только в Рыжей Скотине и стихийном бедствии.

Соображение первое. Вы никогда не обращали внимание, как разительно отличаются друг от друга всеразличные крупные конструкцыи, построенные несколько десятилетий назад и в наши дни? Например, здания или мосты. Первые выглядят не в пример прочнее и монументальнее. Оптимисты, конечно, скажут, что в последние годы появились исключительные и сверхпрочные мегананоматериалы, которые позволяют делать сооружения более лёгкими и изящными без малейшего ущерба для их прочности и долговечности. Материалы такие появились, но в этом заключается даже не полправды, а максимум четверть правды. Основной же нелицеприятный факт заключается в том, что инженеры прошлых эпох не имели под рукой таких мощных подсобных вычислительных аппаратов, как сегодня, поэтому при проектировании зданий и объектов инфраструктуры они исходили из принципа "лучше перебдеть, чем недобдеть" и закладывали по возможности максимальный запас прочности. Сейчас же, при обилии и дешевизне вычислительных машин и пограммного обеспечения, такими глупостямии, как перебдение, уже не занимаются, потому что это лишний расход, которого вполне можно избежать. Поэтому запасы прочности рассчитывают тщательно и подробно и закладывают их по минимуму, рассчитывая на то, что ёбнуться может только в каком-то экстраординарном случае, вероятность какового случая тоже считают по низшему пределу. Поэтому если, скажем, завтра человечество перестанет существовать, то комплекс Москва-Сити завалится существенно раньше, чем сталинские высотки или там Шуховская башня. Это касается не только Москвы: в Нью-Йорке небоскрёб-утюг тоже переживёт сходные по высоте здания современной постройки. И этот принцип справедлив практически для всего, создаваемого человеком.

Соображение второе. Более мрачное. как-то мне на глаза попался график, иллюстрирующий распределение прибыльности между секторами экономики, производящими материальный продкукт и перераспределяющими его (торговля, банки и проч.) за последние сорок лет. Так вот, этот график по виду своему очень напоминает злосчастный "русский крест" - с явным нисходящим трендом у производящих секторов и восходящим у торговли и финансов. И по крайней мере в области, в которой работаю я, тому есть масса подтверждений. Например, сейчас длительные внеплановые остановки производств в химической отрасли - гораздо более частое явление, чем 30 лет назад. Потому что если тридцать лет назад на предприятии обычно имелись комплекты запчастей к самым важным производственным узлам (а то и не в одном экземпляре), то сейчас их никто не держит. Потому что собственный склад запасных частей и узлов требует изрядных денежных вложений, на которые компании-производители сейчас пойти просто не могут - слишком дорого. Конечно, внеплановый простой обойдётся дороже - но он либо случится, либо нет. И соответственно, замену оборудования сейчас производят как можно реже - по вышеописанным причинам. Да, забыл уточнить: я говорю не о российских предприятиях, а о западноевропейских и американских. Единственное, на чём они не экономят и не могут позволить себе экономит - это на безопасности, потому что требования жёсткие, а санкции в случае чего - драконовские. В России, я полагаю, нет и этого. За другие отрасли не скажу, но не удивлюсь, если там тоже самое, потому что почти весь жир, повторюсь, утёк в торгово-финансовую сферу. В глобальном масштабе.

Так что с инфраструктурными жопами нам придётся сталкиваться постоянно и чем дальше, тем больше. И всё это чрезвычайно печально.

экономика

Previous post Next post
Up