Показ последнего творения Вайды по каналу "Культура" вызвад в ЖЖ немалое говнобурление, в основном среди "красных" и ультралиберальных юзеров. Первые, как всегда, тарахтели о Предательстве и Потакании, вторые же усмотрели в премьере очередной повод порассуждать об Имманентном Совке и Тысячелетнем Рабстве. Вот, например
sapojnik разразился очередным опусом о покаянии, совках и постсовках. Впрочем, речь не о постинге как таковом (он для Сапожника весьма здрав) - реально доставили набежавшие комментаторы, в основном, с доброкачественными генами, один из которых додумался
истребовать с Вашего покорного слуги личного покаяния за Катынский расстрел. При этом лично сам "доброкачественный" никакого желания покаяться не выказал.
Поскольку конца и краю пшекосрачам не видно, вынесу-ка я пару тезисов в отдельный постинг, на будущее.
Первое. Что такое покаяние? Покаяние, по определению - акт раскаяния в совершённых грехах, причём таковое раскаяние может быть и личным, и официально-государственным - в этом случае таковой акт производится в официальной обстановке первыми лицами государства (см. знаменитое
коленопркеклонение Вилли Брандта). Теперь перейдём к текущему вопросу. Сейчас официально принято считать, что расстрел пленных польских офицеров, пограничников, полицейских и т.д. был проведён в Катынском лесу силами НКВД в 1940 году. Кстати, сторонникам "немецкой" версии прошу здесь дискуссии на эту тему не открывать - мой постинг совершенно не об этом. Как известно, впервые вина СССР была признана ещё при Горбачёве, в 1990 году, но оформлена была в виде сухого сообщения ТАСС. А
25 августа 1993 года президент России (правопреемницы СССР) Б.Н.Ельцин со словами «Простите нас…» возложил венок к памятнику жертв Катыни на варшавском мемориальном кладбище «Повонзки». На колени он, подобно Брандту не вставал, ено если это тсобытие не было покаянием на государственном уровне, то я тогда вообще не знаю, что такое покаяние. Что до официальной позиции Польши, то даже такой записной русофоб, как Лех Качиньский, в бытность свою президентом
объявил, что современная Россия не несёт отвественности за трагические события в Катыни. Т.е., говоря иначе, официальная Польша приняла российские извинения и, по крайней мере на этом уровне, вопрос можно считать закрытым.
Второе. Перейдём к личному покаянию. По определению, раскаиваться можно лишь в тех грехах, которые ты сам совершил. Ну или если ты знаешь, что какой-то такой грех лежит на твоих собственных отцах и дедах, которые уже в могиле, можно просить прощения от их имени - по крайней мере я в этом не вижу ничего странного. Ну так вот. Я родился через тридцать лет после обсуждаемых событий и достоверно знаю, что никто из моей семьи в НКВД не служил и никто ни каким боком не причастен к катынским расстрелам. Почему я в данном случае должен каяться лично? На мне нет никакого греха, и я не чувствую за собой никакой вины. Да, я безусловно осуждаю произошедшее и считаю это преступлением против польского народа, но о личном покаянии может идти речь?
А что до "доброкачественных" радетелей за чужую совесть, то мне сдаётся. что такая активность не просто так. Ведь очень часто бывает, что за подобной общественной активностью и стремлением уличить других частенько кроятся скелетики, стоящие в их собственных, доставшихся от бабушек, шкафах. А каяться лично им неуютненько, вот они и стремятся затащить к себе в компанию всех, кого могут, при этом не беря на себя никаких обязательств и не утруждая себя своими собственными раскаяниями. Поотому что это очень удобно - объявить, что виноват весь народ и каяться должен весь народ - тут личный семейный грешок и проскочит незаметно. Впрочем, я надеюсь, что у людей грамотных хватит разума посылать таких доброхотов туда, где им самое место.
Дикси.