Nov 18, 2019 17:17
"И в сердце льстец всегда отыщет уголок"
В этой знаменитой басне Крылова масштаб бедствия серьезно преуменьшен. Какой уж там уголок, все сердце, все пространства. Лесть - это не индивидуальный порок, а социальный. Как для времен Ивана Андреевича, так и для наших. И связанный, к сожалению, не только с желанием льстеца заработать себе некие бонусы, но и общепринятыми правилами поведения в определенной среде.
Крупные руководители, окруженные толпой подхалимов, которые в свою очередь, уже на своем уровне окучиваются собственными холуями. И всей этой публике регулярно падают кусочки сыра, причем и "вороны" не в накладе, им еще много останется. Проблема, однако, даже не в самой по себе тотальной лести, а в следующем за ней искажении реальности. Если вокруг очередного большого начальника все процветает, кто позволит себе что-то сказать о проблемах и недостатках? "Богоподобная царевна... которой мудрость несомненна".
В "Горе от ума". Молчалин льстит Фамусову, Фамусов - Скалозубу, Загорецкий - героям басен, львам и орлам, которые "хоть и животные, а все-таки цари" - нельзя высказать что-либо неприятное даже о них. Одному Чацкому "прислуживаться" тошно. И вложенная в его уста грибоедовская надежда: "Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде, недаром жалуют их скупо государи" - не осуществилась. А ведь, помимо лести с конкретным расчетом, есть еще лесть в фоновом режиме, на всякий случай, как у Молчалина, которому завещал отец "угождать всем людям без изъятья". Из такой практики вытекает целое море холуйства и низкополонства. Какие задачи может решать такое общество, чего добиться! Как ему двигаться вперед, когда все тонет в лицемерии.