Одному из выдающихся художников России ХХ века -
Георгию Александровичу Щетинину посвящаю.
… Я смотрел, как он уходил, и что-то сжималось внутри, прессовало душу и сдавливало горло. Жуткая тоска наваливалась и чувство глубокой несправедливости и безысходности. Он уходил. Уходил в свой мир, в своё замкнутое пространство, в своё одиночество,
Он шёл по платформе среди многочисленной толпы, погружённый в себя. Иногда натыкался на кого-то, удивлённо поднимал голову, извинялся и следовал дальше. Он уходил от меня. Уходил. Большой художник и не очень здоровый одинокий человек, казавший ещё более одиноким в этой толпе мечущихся словно в броуновском мельтешении, спешащих по своим делам людей, которым и дела не было до пожилого мужчины, одетого в старенькое потрёпанное пальтецо, туго обмотанное у воротника таким же старым, выцветшим, красным шерстяным шарфом. Какое-то время я видел его спину и одно из ушей ушанки, нелепо, чуть криво нахлобученной на голову, которое торчало почти вертикально и здесь, в этой толчее, служило как бы буем, маячком, указывающим направление движения. Потом и оно пропало, и я остался стоять, вглядываясь в поглощающее людской поток жерло эскалатора... Возможно, это было указание на собственную будущую жизнь, возможно что-то другое...
Судьба художника странна и, часто, жестока. Если ты делаешь, что считаешь нужным, как видишь, как чувствуешь, то с чего взял, что кому-то понравятся твои творения, будут покупаться, станут близкими и понятными - родными? С чего ты взял? А следовательно, отдаёшься на заклание, на волю Божию. Только теперь, спустя много лет, мне многое стало понятно и очевидно, а тогда... Что тогда я мог понять? Что мог осознать? Хотя что-то подсказывало дальнейшее развитие событий. Но это были, скорее, робкие намётки, неясные и казавшиеся только возможными наброски будущей жизни, представляющейся, если не в радужном свете, то преисполненной веры, надежды и щенячьего оптимизма: хотелось делать, созидать, творить, несмотря ни на что; сила и энергия распирали, просились наружу и твердили: «Вперёд, вперёд, только вперёд...»
Почему именно сейчас я вспомнил те встречи, разговоры, странные и непостижимые картины, которые до сих пор не оставляют меня равнодушным, и удаляющуюся спину мастера, не знаю. Не могу объяснить. Но, раз вспомнил, раз случилось, значит, для чего-то. Вот и думаю - для чего?
(Дальше - по ссылке)
https://sites.google.com/view/arkp/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0/%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA