"Предложение денег избыточно. Зато предложение институтов отсутствует". На мой взгляд, это ключевая фраза в
статье "Укрощение Мордора" Дениса Соколова, руководителя центра социально-экономических исследований регионов Ramcom (журнал "Эксперт", № 43 (825), 29 октября 2012 г., стр.62-65).Я четыре месяца назад, упоминая у себя в блоге интервью Дениса Соколова еженедельнику "Настоящее время"(номер от 10 августа 2012 года), написал: "Не все обратили внимание на это интервью. На мой же взгляд, эта публикация - веха, это на моей памяти первое изложение взгляда на дагестанские проблемы с позиций институционализма".
И в этом отношении заслуживают внимательного изучения результаты исследований Дениса Соколова и возглавляемого им центра Ramcom. Они находят в том числе отражение в публикациях в журнале "Эксперт".
Институт собственности, в том числе на землю и институты светского правосудия находятся в центре внимания исследователя.
Не обходит он стороной и другие государственные и негосударственные институты, в том числе и институты насилия.
Автора отличает реализм и приземлённость. Он рассматривает реально существующие очаги модернизации на Кавказе, в том числе в Дагестане, как то обувной кластер в Махачкале, мясной откормочный комплекс в Кадарской зоне и в с. Гагатли Ботлихского района, производство овощей (выращивание капусты в Левашинском, Акушинском и Буйнакском районах, томатов в Южном Дагестане) и фруктов (горно-долинная зона). Рассматриваются такие очаги и в соседних республиках и в Ставропольском крае.
Большое внимание Денис Соколов уделяет земельным вопросам. В частности, подчёркивает ключевое значение завершения земельной реформы в Ставропольском крае. Подчёркивается исключительная важность и сложность формирования института собственности на землю на дагестанской плоскости и на равнине в Кабардино-Балкарии.
Интересно и требует внимательного изучения предложение о создании совершенно нового качества субъекта региональной политики.
"Субъекта, который объединит интересы владельцев (как частных, так и коллективных) производственных активов на территории республик и Ставропольского края. Который организует доступ к необходимым инвестициям и организационным ресурсам, защитит эти активы и инвестиции (используя аутсорсинг институтов) и обеспечит устойчивый спрос на институциональные реформы. Только тогда можно будет говорить о новом «сцеплении» с реальностью.
Создание такого субъекта (управляющей компании, агентства развития - название не столь важно) потребует трансформации привычных управленческих подходов. Учредителями должны стать не только представители вертикали, но и «резиденты» очагов модернизации и, самое главное, бенефициары «хороших» государственных институтов в регионе. Этот вынужденный разрыв вертикали потребует создания уникальной системы гарантий, основанной на залогах, взаимной зависимости и формальных правилах входа и выхода для всех политических партнеров. Это и есть механика перехода к современной политической системе взамен феодальной. И это вызов, на который нам все равно придется отвечать".
И ещё цитата из самого начала статьи: "В сознании обывателя Северный Кавказ - это такой Мордор, страна темного властелина. Оттуда распространяется тьма, полчища орков и погибель цивилизации. Рецепты обсуждаются соответствующие: «хватит кормить Кавказ», «пусть отделяются», «всех разбомбить» и т. д. Любая аргументация экспертов, даже опыт личной дружбы с выходцами из республик Северного Кавказа, не могут затмить этот пугающий образ. Казачьи патрули губернатора Ткачева, негласный запрет на прием на работу и на призыв в армию кавказцев, «паспортизация» автобусных перевозок и другие «меры» - смесь паранойи и конкретных политических и коммерческих интересов, не имеющих ничего общего с рациональной стратегией развития региона. Более того, все это - верный способ усугубить проблему: Северный Кавказ - всего лишь зеркало Москвы".