ЭКОНОМИКА ДОВЕРИЯ

Aug 28, 2012 00:27

Эта моя статья была опубликована в конце февраля 2010 года в газете "Свободная Республика" (с небольшими коррективами относительно приводимого ниже текста) в дни, когда вступал в свою должность Магомедсалам Магомедов. Вспомнил я эту статью после прочтения интервью с Денисом Соколовым, опубликованного в номере еженедельника "Настоящее время" от 10 августа 2012 года. Не все обратили внимание на это интервью. На мой же взгляд, эта публикация - веха, это на моей памяти первое изложение взгляда на дагестанские проблемы с позиций институционализма. В ближайшие дни я думаю отдельно рассмотреть у себя в блоге публикацию Дениса. А пока выкладываю свою статью февраля 2010 года, о которой вспомнил, читая Дениса Соколова.
ЭКОНОМИКА ДОВЕРИЯ
(экономическая политика и задача консолидации дагестанского общества)
  Вступающий в должность Президента Дагестана Магомедсалам Магомедов обозначил как одну из ключевых задач консолидацию дагестанского общества. У этой задачи есть много составляющих, я  бы хотел затронуть некоторые аспекты экономической.
   Мы привыкли считать, что экономика - это, прежде всего, цифры и графики: уровень инфляции и безработицы, темпы роста или падения объёмов производства и оказываемых услуг, розничного и оптового товарооборота, пассажирских и грузовых перевозок, заработная плата и прочие доходы населения, валовой и чистый продукт, фондоотдача, рентабельность, производительность труда и т.д.
   Мне же представляется, что экономика - это, прежде всего, взаимоотношения и психология людей, их образ жизни и поведения, общественные настроения и помыслы, самооценка и самореализация, жадность и щедрость, честность и лживость, хитрость и простота, скрытность и открытость, бережливость и расточительность, глупость и разум, рациональность и романтизм, гедонизм и благотворительность, безразличие и ответственность, а также положение человека и его семьи в обществе и, особенно, относительно окружающих его соседей, родственников, знакомых, коллег.    И ещё два ключевых экономических термина - это справедливость и доверие. А цифры и графики - всего лишь измеритель и инструментарий для анализа всего перечисленного. Причём, не всегда корректный, так как не все аспекты экономических отношений возможно оценить количественно (хотя, наверняка, в этом со мной не согласится очень уважаемый мной академик Шамиль Гимбатович Алиев, который, уверен, смог бы разработать математическую формулу измерения справедливости и доверия в экономических взаимоотношениях людей).
   Консолидация дагестанского общества, о которой говорит новый Президент республики, предполагает решение следующих связанных с экономикой или экономической политикой задач:
  а) преодоление ощущения несправедливости существующего распределения богатства и финансовых потоков у значительной части населения республики; 
   б) преодоление недоверия субъектов экономики  друг к другу и к государству;  
   в) преодоление правового нигилизма в экономической сфере и развитие привычки зарабатывать честно (это относится и к госслужащим) и делать бизнес легально;

   г) утверждение общественного уважения к честно заработанным легальным состояниям, какими бы большими они ни были;
   д) защита легального бизнеса от посягательств криминала и чиновников;
  е) координация действий и согласование интересов бизнес - элит, потенциально способных инвестировать в социально-экономическое развитие республики;
   ж) развитие личной мотивации каждого гражданина в экономическом прогрессе республики;
  з) продвижение тезиса «Дагестан - экономически процветающая республика без криминала и коррупции» в качестве национальной идеи, объединяющей Дагестан и дагестанцев, включая тех, кто живёт за пределами региона.
   Сегодня у дагестанского руководства не так много рычагов прямого командного воздействия на основные экономические процессы в республике. Крупнейшие объекты экономики находятся либо в частной либо в федеральной собственности. Основные финансовые потоки представлены средствами федерального бюджета. Финансово-экономические ведомства, работающие в республике, зачастую являются территориальными подразделениями федеральных ведомств и их руководители назначаются по решению Москвы. Одновременно имеется сложная сеть местного и муниципального хозяйственного управления.
   То есть центры принятия решений находятся в различных властных кабинетах в Москве, Махачкале, в районах и городах республики, в структурах федерального округа, а также в офисах российских и республиканских компаний.
   Но принижает ли всё это ответственность руководства республики за ситуацию в экономике Дагестана? Думаю, нет.
   Именно на органах власти Дагестана лежит миссия обеспечения действия федерального законодательства на всей его территории, согласованности и непротиворечивости действий местных, республиканских и федеральных структур. От политики республиканского руководства зависит общая атмосфера в экономике, целевое использование средств федерального бюджета, приток инвестиций, решение социальных проблем.
   Вопрос о бюджетных деньгах один из ключевых. Именно с хищениями бюджетных средств, а также с теневым бизнесом чиновников и их родственников связывает общественное мнение несправедливость в распределении богатства в республике. Коррупция в Дагестане, хоть её и называют запредельной, на мой взгляд, не выше чем в большинстве других субъектов РФ. Но острота воздействия коррупции на всю социально-экономическую и политическую ситуацию в кавказских республиках неизмеримо выше, чем в остальной части страны. Это связано с тем, что в условиях общей неразвитости региональной экономики доля «коррупционной составляющей» в доходах преуспевающей части населения здесь зашкаливает.
   Это общая проблема не только дотационных регионов России, но и стран третьего мира, получающих международную помощь. Коррупция в таких регионах и странах самовоспроизводится. Деньги идут не на развитие экономики, а на рост богатства правящей элиты.
   Выход из этого порочного округа лежит через: а) обеспечение притока в республику небюджетных частных инвестиций, что позволит снизить остроту именно бюджетного финансирования, а значит и коррупции; б) обеспечение прозрачности расходования всех бюджетных средств.
   Решение этой двуединой задачи потребует от руководства республики и дипломатии и решительности, и гибкости и жесткости.
   Президент России Дмитрий Медведев призвал выходцев с Северного Кавказа, сделавших состояние в других регионах, внести свой вклад в развитие родных республик. Прихода таких инвесторов сейчас ждут и в Дагестане. Но это не простой процесс. Предстоит решать множество проблем: организационных, юридических, земельных и т.д., а также согласовывать проекты, упреждать и преодолевать возможные конфликты и противоречия.  
   Мы говорим о консолидации. Но есть один вопрос, в котором «консолидироваться» и «договариваться» будет нельзя, а потребуется наоборот размежевание:  ужесточение контроля за целевым использованием бюджетных средств. В то же время именно решение этой проблемы вкупе с приходом небюджетных инвестиций будет способствовать консолидации дагестанского общества в целом.
   Открытость и законность. Эти два принципа должны стать ключевыми в экономической политике. Открытость порождает доверие. Законность порождает справедливость. Без справедливости нет стабильности. Без доверия нет экономической активности. Ведь не только на инвестиции «московских дагестанцев» мы должны полагаться в экономическом развитии. Предстоит разбудить или вывести из тени экономическую активность массы малых и средних предпринимателей.
   Здесь есть два основных препятствия.
   Первое, наиболее часто упоминаемое: произвол чиновников и налоговых органов. Можно увеличивать сумму собираемых налогов, интенсифицируя обложение небольшого количества предприятий и бизнесменов. А можно увеличивать налогооблагаемую базу за счет роста оборота и прибыли хозяйствующих субъектов. Создавать условия для второго варианта - задача государственного управления.
   Второе препятствие, как мне кажется, более серьёзное: недостаток рынков сбыта товаров и услуг. В Дагестане узкий внутренний рынок, а за пределами республики дагестанские производители часто проигрывают в конкурентной борьбе.
   Узость внутреннего рынка обусловлена как низкими доходами населения, так и высокой долей сбережений в них. Вспомним, как  в советские годы дагестанские семьи накапливали деньги на сберкнижках, отказывая себе в текущем потреблении, ради создания заделов для детей и внуков. Привычка сберегать осталась, что находит отражение в относительно низком уровне потребительского спроса. Слаб также спрос со стороны предприятий и организаций: неразвитость экономики создает порочный круг, так как нет спроса - нет производства, нет производства - нет спроса на сырьё, комплектующие и т.д. и нет зарплаты, нет зарплаты - нет спроса на потребительские товары и услуги. И небюджетные инвестиции в республику в числе прочего должны решить и эту задачу - через их кумулятивный эффект активизировать внутренний спрос.           
   Но не надо забывать и продвижении дагестанских товаров на внешних и на общероссийском рынках. Это не только вопрос активизации маркетинговых служб. Это и решение многих транспортных проблем: из республики в центральные районы страны практически нет нормальных современных дорог, а прямая автодорога через калмыцкие степи на Астрахань есть только на карте.
   Главное же для расширения рынка - это повышение качества дагестанских товаров, рост ассортимента, предложение новейших продуктов. Ведь в республике функционирует Научный Центр Российской Академии Наук, несколько ВУЗов.
   Приведение в порядок (юридически, экологически, культурно, архитектурно) дагестанского побережья Каспия и создание туристических центров в горах - ещё один источник нового спроса на товары и услуги и создания рабочих мест.
   Серьёзной проблемой является также низкий уровень капитализации дагестанских предприятий и домохозяйств. А низкая капитализация - это недостаток оборотных средств, ограниченные инвестиционные возможности, отсутствие достаточного доверия со стороны контрагентов и достаточной залоговой базы для кредитования.
   В числе причин низкой капитализации - отсутствие нормальной рыночной оценки земли и объектов недвижимости, а зачастую и вовсе отсутствие законных документов на эти объекты. Невовлеченность земли и недвижимости в оборот капитала - общая проблема стран третьего мира, консервирующая их бедность, и нам надо эту проблему решать.
   Главной же причиной недокапитализированности является, конечно, низкий уровень концентрации капитала в республике. И решить эту проблему волевым способом невозможно, здесь должен идти нормальный рыночный процесс.
   Не способствует росту капитализации и закрытость большинства компаний, в том числе имеющих форму открытого акционерного общества.
   В республике практически нет нормальных современных публичных компаний. А такие компании могли бы стать экономическими стержнями консолидации граждан Дагестана. Публичная компания - это цивилизованное раскрытие информации, это защита прав и интересов инвесторов и как следствие высокая оценка рынком акций этих компаний.
   Конечно, решать собственникам. Но мне кажется, что республика выиграла бы от создания, например, открытого акционерного общества «Дагестанские коньяки и вина» на базе предприятий Кизляра и Дербента. Акции такой компании котировались бы на ведущих российских биржах.
   Или вот такая идея: акционировать футбольный клуб «Анжи». Десятки тысяч болельщиков стали бы его акционерами и это объединяло бы, консолидировало бы дагестанцев. Но, конечно, при этом клубу придётся раскрывать болельщикам - акционерам своё финансовое состояние. 
   Способствовать формированию в экономике республики атмосферы законности, открытости и обязательности контрагентов друг перед другом - вот задача. Такая атмосфера создает взаимное доверие, а без доверия нет сделок, нет экономического процесса.
  В этой статье затронуты тезисно только некоторые аспекты проблем. Каждая же проблема требует отдельного рассмотрения.

экономическая теория, меркантилистская система, "Свободная Республика", политика, коррупция, "Настоящее время", дагестанская власть, Магомедсалам Магомедов, экономика

Up