На днях исполнилось 24 года года инициативной группе, предшествовавшей созданию клуба "Перестройка" в 1988 году. Исполнилось также 22 года как была создана первая дагестанская политическая партия. Эти даты проходят молча. Как и 12 лет назад, в 2000 году, когда я написал вкладываемую ниже статью.
Газета “Молодежь Дагестана”, 15 сентября 2000 года.
ЮБИЛЕИ, О КОТОРЫХ МОЛЧАТ
Мы в Дагестане исправно отмечаем исторические юбилеи, связанные с событиями прошлых веков или начала 20 века. Но почему-то мало кто обратил внимание, что в 1998 году был 10-летний юбилей первого в истории Дагестана некоммунистического общественно-политического объединения - клуба “Перестройка”, положившего начало организованному демократическому движению в республике. Весной 1989 года коммунистические власти Дагестана были серьезно напуганы первым публичным обращением клуба “Перестройка” к широкой общественности республики. Это была выпущенная тысячным тиражом листовка: “К гражданам Дагестана всех национальностей”. Осенью 1999 года был 10-летний юбилей зарождения современной некоммунистической прессы в республике (в октябре 1989 года вышел первый номер “Импульса” - бюллетеня клуба “Перестройка”), а также 10-летний юбилей первого в истории Дагестана митинга организованной демократической оппозиции.
Летом 1989 года клуб “Перестройка” предпринял попытку внести вклад в дело разрядки ситуации в Новолакском и
Казбековском районах, нам удалось несколько раз собрать вместе в Махачкале представителей разных национальностей
из Хасавюртовской зоны: аварцев, лакцев, чеченцев-аккинцев и кумыков. Намечались первые контуры объединенной структуры - комитет “Согласие”, в рамках которой можно было вести мирный диалог. Но люди с площади “по-отечески” намекнули всем сторонам потенциального конфликта, что сотрудничество с демократами лишит их реальной поддержки властей.
Особенно богат 10-летними юбилеями, связанными с событиями 1990 года, год нынешний.
В январе 1990 года делегация клуба “Перестройка” (А.Ганиев и Р.Рамазанов) участвовала в учреждении Социал-демократической ассоциации СССР на съезде в Таллинне. А в начале мая уже четыре дагестанских делегата (Э.Уразаев, Д.Халидов, А.Ганиев, М.Гапизов) участвовали в работе учредительного съезда Социал-демократической партии Российской Федерации (СДПР) в Москве.
На выборах весной 1990 года депутатами различных уровней были избраны кандидаты, поддержанные клубом “Перестройка” и созданным им объединением “Выборы-90”. На демонстрации 1 мая 1990 года в Махачкале по центральной площади со своими транспарантами и лозунгами впервые в истории прошла группа оппозиционеров - клуб “Перестройка” и оргкомитет Социал-демократической партии Дагестана.
23-24 июня 1990 года состоялся учредительный съезд первой в современной истории Дагестана политической партии - Социал-демократической партии Дагестана (СДПД). Будучи социал-демократической по названию, по сути она объединяла тогда широкий спектр некоммунистически настроенной общественности. Позже ее активисты оказались в разных партиях, например я - в Союзе Правых Сил. Но тогда было необходимо такое объединение в единой партии. Кстати, первоначально проведение съезда было запрещено коммунистическими властями, но после нашей телеграммы на Съезд народных депутатов России и последовавшей реакции большой группы российских депутатов съезд СДПД был легализован.
5 августа 1990 года близ Хасавюрта состоялся многотысячный митинг, выразивший солидарность с аварцами, проживающими в Кварельском районе Грузии. На этом митинге впервые громко заявил о себе Народный Фронт имени Имама Шамиля и его лидер Гаджи Махачев.
16 августа 1990 года в Доме Политпросвещения Рескома КПСС (ныне Республиканский культурный центр) состоялся Круглый Стол по ситуации в Хасавюртовской зоне. Полуторагодовой безгласный поиск путей решения проблемы (инициативы клуба “Перестройка” в 1989 году были отвергнуты) не дал результатов. Ситуация была близка к тупиковой. И в этой ситуации, надо отдать должное, у властей все-таки хватило мудрости сообразить, что нужен публичный диалог. Но и его они по привычке постарались заорганизовать, насытить ничего конкретно не содержащими риторическими выступлениями - заклинаниями дежурных коммунистических ораторов. Я выступил на том круглом столе, пришлось вступить в громкую полемику с М.М.Магомедовым, тогда Председателем Верховного Совета ДАССР, в которой наряду с проблемами Хасавюртовской зоны я затронул и проблему, связанную с попытками оказания давления на журналистов, на свободу слова. Круглый стол и в том числе наша полемика через неделю были переданы по республиканскому телевидению.
8 сентября 1990 года вышел первый номер газеты демократов “Маджлис”. В стремлении не допустить выхода номера к намеченному на 9 сентября митингу власти всячески задерживали под разными предлогами официальную регистрацию газеты. И тогда 6 сентября я и Эдуард Уразаев с плакатом встали пикетом на центральной площади. А площадь в то время не была как сегодня перекрыта для движения и там всегда было много людей. Телерепортаж о пикете снял Федор Завьялов. Вскоре из здания напротив, из Совмина, вышли люди и сообщили нам о том, что газета “Маджлис” зарегистрирована. Успех пикета был налицо.
Но самое громкое событие 1990 года - это митинг на центральной площади Махачкалы 9 сентября. Он был созван Оргкомитетом Союза демократических сил Дагестана (председателем Оргкомитета был избран Вазиф Мейланов), в котором впервые объединились практически все существовавшие тогда в республике демократические и национальные партии и движения. Обращение Оргкомитета с изложением основных требований митинга было опубликовано в первом номере “Маджлис”, распространявшемся прямо на митинге. Требований было ровно десять. Я сейчас просматриваю тот номер и обнаруживаю, что абсолютное большинство требований митинга выполнила … история. История доказала нашу правоту, правоту демократов, организовавших тот митинг. Правда, люди, которые всячески поносили тот митинг и его организаторов, осуждали его требования, сегодня по-прежнему у власти и делают ровно то, что мы требовали делать 10 лет назад!
В течение всего августа и начала сентября 1990 года информация о предстоящем 9 сентября митинге расходилась по всему Дагестану. Активисты Оргкомитета работали на автостанции, ездили по городу с мегафоном. Разошлись несколько тысяч экземпляров листовок с информацией о митинге и его требованиях.
24 августа Реском КПСС предпринял попытку начать диалог с оппозицией с целью консолидации на основе…. социалистического выбора. Встреча проходила в том же Доме Политпросвещения. Примечательно, что завотделом рескома КПСС Абдурахман Гусейнов прервал тогда выступление Вазифа Мейланова словами: “Вазиф, Ваше время истекло”. На что последовал ответ: “Мое время не истекло, мое время только начинается”. Сегодня можно добавить, что и время Абдурахмана Гусейнова никогда не истечет. Выступивший на встрече Б.Кашкаев обратился к В.Мейланову с угрозой: “А если Вы будете продолжать свою деятельность, то мы Вас опять отправим туда же”. Я выступил на той встрече с изложением основных программных требований Союза демократических сил Дагестана, предлагаемых нами как основа для диалога вместо пресловутого социалистического выбора.
Митинг 9 сентября 1990 года собрал много тысяч людей, площадь была заполнена на две трети. Митинг продолжался до вечера. Выступило более 70 человек. А после митинга в течение почти двух месяцев на площади дежурил пикет. По дагестанской традиции центральная площадь превращалась в общереспубликанский годекан - барометр общественных настроений.
Одновременно с митингом шло заседание бюро рескома КПСС, на котором, по нашим сведениям, некоторые предлагали немедленно арестовать основных лидеров демократов, а против такого предложения выступил, в частности, А.М.Мирзабеков. На следующий день состоялось республиканское совещание коммунистических идеологических работников, на котором была поставлена задача дать отпор демократам. И за дело взялась тогда прежде всего рупор коммунистов “Дагестанская Правда”. В течение двух месяцев осени 1990 года клевета на организаторов митинга и на всех демократов была основной темой главной республиканской газеты.
А часть руководителей демократов была по решению суда оштрафована, якобы за “несанкционированный митинг”, а по сути за свободу слова.
Оргкомитетом Союза демократических сил было решено поднимать на митинге только те вопросы и ставить те требования, которые согласованы со всеми членами Оргкомитета. Эту договоренность тогда нарушил один из ведущих митинга, он поднял вопрос о сносе памятника Ленину и ряд других несогласованных тем. Именно его выступления использовались затем авторами “Дагправды” для очернения демократов.
Еще об одном юбилее - 10 летии несостоявшегося смещения М.М.Магомедова с поста руководителя республики (ноябрь 1990 года) я напишу в одной из очередных колонок.