И снова - старая статья. По-моему актуально по-прежнему.(Единственное, я засомневался сейчас в своём же тезисе о том, что в истории Дагестана были сёла попрошаек, не могу найти конкретные примеры. Не помню, на основе чего я написал это 15 лет назад. Историки, подскажите).
“Молодежь Дагестана”, №24, 20 июня 1997 г.
ОБЩЕСТВО ПОПРОШАЕК
Попрошайки, т.е. люди, промышляющие нищенством, стали обыденным явлением нашей жизни. Причем, понятие "нищенство" я воспринимаю широко, как способ добывания жизненных благ путем выпрашивания, а часто и вытребования милостыни или подаяния. При таком понимании обнаруживается, что нищих у нас в стране и в том числе в Дагестане чрезвычайно много. И нищие эти не обязательно бедняки или оборванцы. Скорее наоборот, нищие в целом ряде случаев гораздо богаче и обеспеченнее, а отдельные категории нищих даже и намного респектабельнее, представительнее, чем их "клиенты". Занятие нищенством является не столько отражением материального положения человека, сколько характеристикой его внутреннего мира, его души. Как говорил один из героев романа "Преступление и наказание" Ф.Достоевского, "бедность - не порок, нищета - порок-с"!
Да, нищий это не только тот, кто стоит с протянутой рукой на углу или перекрестке, не только тот, кто ходит по дворам и подъездам, выпрашивая милостыню. Чиновник, выклянчивающий взятку, - это тот же нищий. ГАИшник, выехавший "на охоту", - это тот же нищий. Директор предприятия, домогающийся льгот и привилегий от правительства, не предлагая реально ничего взамен, - это тот же нищий. Рэкетиры - те же нищие, но с оружием, так же как взяточники - те же нищие, но с креслом. Не верите? Тогда попробуйте дать, для эксперимента, одним попрошайкам с улицы - оружие, а другим - чиновничью власть. Вы даже можете снабдить их одновременно целым состоянием, они все равно будут нищенствовать, кто в форме рэкета, а кто - в форме взяточничества, ибо нищета - болезнь, обусловленная не низким уровнем материального достатка, а духовной опустошенностью, потерей чувства собственного достоинства, отсутствием положительных социальных ориентиров.
Очищаем ли мы себя, делаем ли мы угодное Всевышнему дело, когда подаем мятые купюры мелкого номинала исправно дежурящим
(гораздо более исправно, чем многие из нас ходят на работу!) в пределах своих "сфер влияния" попрошайкам? Я думаю - нет! По двум причинам.
Во-первых, потому что мы тем самым поощряем нищенство как профессию, как своеобразный бизнес. Более того, делая эти подаяния, мы поступаем жестоко, так как поощряем нещадную эксплуатацию детей и инвалидов, выставляемых напоказ бессердечными нищими для привлечения внимания "клиентов".
Во-вторых, потому что эти "дежурящие" попрошайки совсем не те люди, которые более всего нуждаются сегодня в милосердии, в материальном вспомоществовании. Подавая мелочь бессовестным уличным попрошайкам, многие из нас как бы пытаются "откупиться", "оправдаться" перед Всевышным за отсутствие сострадания к ближним, которым помощь действительно нужна, но которые не пали настолько, чтобы просить у нас подаяния. Хотите быть милостивыми, - платите налоги, которые нужны для своевременной выплаты пенсий и пособий. Хотите быть милостивыми - не воруйте у государства деньги, они предназначены в том числе и для содержания больниц и школ, для решения множества социальных проблем. Хотите быть милостивыми - оглянитесь вокруг, посмотрите как живут ваши соседи, ваши родные и близкие, и найдите способ помочь тем из них, кто действительно нуждается, не задевая их самолюбия и достоинства, не прося взамен ничего, даже голосов на очередных выборах! Помогайте бедным, помогайте немощным, но никогда не помогайте нищим!
В здоровом обществе, здоровом государстве нищенство как явление должно полностью отсутствовать. Альтернатива ему - действующая на законной основе и не зараженная коррупцией система государственных и общественных институтов социальной защиты и благотворительства. Нищие на улицах - первый признак того, что общество больно, что в общественном сознании начинают преобладать извращенные представления о добре и милосердии.
Нищенство - болезнь заразная, она способна проникнуть во все ткани общественного организма и даже поразить все общество в целом. И тогда вся экономика государства превращается в экономику попрошаек. Опасность именно такого развития болезни мы видим сегодня в Дагестане. Из истории мы знаем, что в прошлом у нас были села, которые специализировались на том, что почти все их жители обходили пешком весь Дагестан, собирая милостыню. И наивысшим почетом в этих селах пользовались те, кто собрал подаяний больше. Разве не нечто подобное мы наблюдаем сегодня, когда лучший директор - не тот, кто сумел наладить производство, а тот, кто сумел выбить больше средств из бюджета, лучший руководитель района, города, республики - не тот, кто сумел найти и мобилизовать внутренние резервы развития экономики, а тот, кто сумел больше выклянчить дотаций!
Перуанский экономист Эрнандо де Сото, возглавляемый которым Институт свободы и демократии (The Institute for Liberty and Democracy) провел глубокое и всестороннее исследование меркантилистского строя в Перу, пишет в своей книге "Иной путь", что получившие распространение в этой латиноамериканской стране внелегальные экономические объединения (по совместному захвату и заселению городских территорий, по освоению пассажирских транспортных маршрутов, по развитию уличной торговли и городских рынков - здесь много общего с нашими "самостроями" и "самозахватами", с нашими многочисленными РАФиками - маршрутками, с нашими оптовыми рынками) выбирают из своей среды лидеров исходя прежде всего из их способности отстаивать интересы группы во властных структурах, их умения налаживать связи с коррумпированными чиновниками. Точно также, при выборах в парламент, выборах президента или городского мэра, они голосуют за тех политиков, кто сулит больше выгод и послаблений внелегалам. Опираясь на эти принципы, они могут поддержать на одних выборах левых, на других - правых. Так и у нас в Дагестане: мы голосуем за тех, кто нам "подносит" перед выборами. Наши внелегальные группировки открыто поддерживают "своих" людей на выборах различного уровня. А при выборах высших руководителей многие из нас готовы поддержать тех, кто умеет заручаться поддержкой в Москве и выбивать льготы и дотации для республики. Вся республика при этом постепенно превращается в огромное "внелегальное объединение".
Экономика попрошаек - это экономика без будущего. Перефразируя Чехова, каждый из нас должен по капле выдавливать из себя нищего. Дагестан не должен быть страной нищих, страной попрошаек. Ведь все же селений, промышлявших нищетой, у нас было единицы, а в целом Дагестан всегда был страной людей гордых, страной созидателей, страной тружеников. У нас умели уважать достоинство и тех людей, которые в силу обстоятельств оказались без средств к существованию, без пищи. Чтобы не задеть самолюбие таких людей, им не подаяние давали, а хотя бы символическую оплачиваемую работу.
Мы должны находить и поддерживать, как высказался на одной из последних сессий Народного Собрания РД председатель правительства А.М.Мирзабеков, свои "точки роста", свои источники пополнения доходов бюджета, свои резервы снижения излишних расходов. На всех уровнях регулирования экономики надо поощрять созидателей, творцов, предпринимателей-новаторов. Просить незаработанные деньги из бюджета руководителям предприятий должно быть также стыдно, как попрошайничать на улице. Такой должна быть мораль в здоровом обществе.