Оригинал взят у
drugoikavkaz в
Алиса в Стране ЧУДЕС Алиса Ганиева литературный критик, писатель.
Встречу с этим человеком мы планировали давно. Тот, кто живет в таком большом мегаполисе как Москва поймет меня, как порой бывает сложно определится со временем.
С первого обращения к Алисе прошел месяц и за этот период Алиса успела побывать даже на другом континенте.
И вот в один из солнечных весенних дней мы едем на встречу с Алисой Ганиевой. Встреча была назначена в старой части Москвы на улице Мясницкая. Эта часть города, особый мир, где стены помнят поэта Владимира Маяковского. Именно здесь находится главный почтамт страны и главный детский магазин. Именно здесь один из лучших книжных магазинов города.
Алиса Ганиева здравствуйте, мы рады, что вы нашли время встретится с нами. Мы бы хотели задать вам вопросы скажу сразу, что они будут разные и про писательскую работу и о Дагестане и футболе (на момент нашей встречи в Москве будит проходить футбольная встреча команд Анжи и Динамо).
Вопрос. С какими проблемами сталкивается начинающий писатель при написании книг, стихов?
Ответ. Алиса. Самая первая проблема заключается в том, что начинающий автор не может адекватно оценить уровень своего писательского мастерства. Тут требуется критическое прочтение, но не у каждого в окружении есть знакомые, которые смогут деликатно указать на стилистические или композиционные ошибки и промахи. Если такой автор живет вдали от литературной жизни, где-нибудь в глухой провинции, то без подходящего советника он может либо превратиться в самодовольного графомана, звезду какого-нибудь сетевого портала или местного ЛИТо, и медленно деградировать среди похвал и славословия таких же графоманов. Либо наоборот, замкнется в собственной неуверенности, не станет никуда пробиваться и будет страдать от неудовлетворенности. Вот почему так важна широкая литературная среда. В советское время была целая школа литконсультантов, которые сидели на окладе и разбирали все приходящие рукописи. Да и сейчас в кое-каких журналах остались старые редактора, которые не просто примут или «зарубят» твою рукопись, а тщательно с ней поработают. Но таких мало. Что остается? Опять-таки Литобъединения, но ими ограничиваться не стоит. Чем больше разных отзывов ты слышишь, тем лучше. Можно отправлять рукописи на Форум молодых писателей России и СНГ, который ежегодно проходит в подмосковных Липках. Там, в случае прохождения конкурс, молодых писателей ожидает целая неделя семинаров и мастер-классов с ведущими редакторами и писателями, а также молодыми коллегами со всех концов русскоязычного пространства. Такие встречи проводятся и регионально. К примеру, Совещание молодых писателей Северного Кавказа (возрастной ценз - до 35 лет) в этом году пройдет в Махачкале.
Вопрос. При написании книг, что для вас является источником вдохновений?
Ответ Алиса.. Все что угодно. Иногда какая-то случайная фраза. Первый мой серьезный текст, который широко обсуждался, написался довольно быстро, но в течение нескольких лет до того, как я села писать, во мне что-то зрело, укладывался в голове материал. Вообще, у каждого свой ритм: бывают люди, которые пишут каждый день по расписанию. Встают, допустим, в девять утра и пишут до часу дня, делают перерыв на обед и снова пишут. Я в этом плане не дисциплинированный человек, к тому же в Москве очень сложно сконцентрироваться. Все время нужно куда-то бежать. Если есть конкретный замысел, то работаешь интенсивно. Если нет, то не мучаешь себя понапрасну.
Вопрос. Алиса, вы часто бываете в Дагестане.
Ответ. Алиса. Не так часто как хотелось бы, работа занимает очень много времени.
Вопрос. Что сегодня надо сделать для сегодняшней молодежи Кавказа, чтоб она развивалась в правильном направлении и понимала, что мир намного шире, чем они себе это представляют.
Ответ. Алиса. Показать альтернативную реальность. Многие ведь сегодня не видят ничего кроме своего уличного окружения и того, что показывают по телевизору. Не видят себя со стороны, не знают, как реагировать на те или иные явления жизни. Просто потому, что не приучены. Литература в таком просвещении играет не последнюю роль. И надеюсь, что мои раздражающие кого-то тексты - тоже.
Кстати, о раздражении. Показательно, что ядовитые обсуждения повести «Салам тебе, Далгат!» не утихают до сих пор. Меня обвиняют в том, что поливаю Родину на потребу злобствующим российским ксенофобам. Это смешно слушать. Мои персонажи не плохие, не дурные и не отвратительные. Они довольно обыкновенные. Они - люди. И читатель за пределами Кавказа им сочувствует и симпатизирует. Начинает больше интересоваться Дагестаном, перестает относиться к нему однобоко. Я сужу об этом по письмам читателей из разных регионов. Чтобы не быть голословной приведу два-три примера:
«Снова и снова я отказываюсь констатировать, что эта повесть только о Дагестане. Эта повесть о жизни. Местничество, несправедливость, позерство, убийства - это есть и в других концах нашей Родины. Эта повесть о жизни и Дагестане. Мне было очень интересно познакомиться с культурой народа, его природой, звуками и людьми».
Или: «Я поняла, что те негативные явления, которые для нас связаны с образом «опасного человека с Кавказа» - для самих жителей Дагестана - огромная проблема и попросту беда. У нас, русских, конечно, тоже есть своя буйная шпана, тоже есть коррупция, круговая порука, но то ли они для нас привычнее, то ли, в самом деле, темперамент у нас другой, не столь термоядерный… Они сами не рады «этим»… А мы в «эти» - готовы записать всех их. Читаешь, и понимаешь - я «этих» ненавижу и боюсь! А с теми - я вполне могла бы и готова дружить…»
Или: «Нужность книги в том, что она позволяет понять "другой менталитет", шкалу ценностей и приоритетов. Ведь непонятное всегда воспринимается враждебно. Это твёрдый дружеский шаг навстречу. К сожалению, большинство из тех, кто принимал участие в московских уличных разборках вообще мало что читают. Но тем не менее, книга - еще один кирпичик в своеобразное здание, которое называется РФ. И кого-то она возможно остановит от радикализма».
Вот что думает нормальный русский читатель.
К тому же, я рада, что появление художественной книжки о Дагестане позволило заговорить о республике в позитивном контексте культуры и словесности, а не в новостных сводках.
Вопрос. Алиса сегодня в Москве играет футбольный клуб «Анжи» и «Динамо». Как вы думаете, с каким счетам закончится сегодняшний матч?
Ответ. Алиса. Я не эксперт в футболе, но раз вы спросили, то скажу. Мне кажется, что сегодня выиграет «Анжи» со счетам 2: 1 в пользу «Анжи».
Вопрос. Алиса сколько вам было лет, когда вы начали писать свои рассказы, стихи?
Ответ. Стихи я писала только в школе. Относилась к ним тогда серьезно. Сейчас не пишу, потому что четко знаю, что никакой я не поэт. Хотя при желании ничего не стоит для забавы сочинить стихотворный экспромт, пародию, элегию, да что угодно. Здесь я вполне владею формой, но не имею внутренней потребности.
Как критик в Москве печатаюсь с 2003 года. С 2008 пишу авангардные сказки для «Детского уголка» «Независимой газеты». С 2009 - рассказы. Скоро должен выйти роман, действие которого происходит в Дагестане.
Вопрос. Алиса, как мы знаем недавно вы побывали с визитом в США, расскажите немного о вашем визите.
Ответ. О Дагестане я в основном и говорила. Рассказывала про наши ремесла, языки, нравы, культуру и сегодняшние социокультурные и религиозные проблемы. Особенно их поражает, что на такой маленькой территории проживает около сотни этнических меньшинств. Помню, во время поездки в Лондон, директор Пушкинского дома, узнав, что я из Дагестана, воскликнул: «О, знаю! Деревянные ящики для ложек и вилок!» Он имел в виду наши народные поставцы. Меня обрадовало, что первая ассоциация с Дагестаном у него вышла именно такой, позитивной. Случается, что встречаю людей, бывавших у нас в республике. В Берлине видела немца, ездившего в Махачкалу, в том же Лондоне - русскую эмигрантку, когда-то преподававшую по распределению у нас в Каякенте, в Париже - супружескую пару, путешествовавшую по Кавказу и проведшую неделю у нас в Ахты, в Бостоне - пожилую женщину, увлеченную кайтагской вышивкой и бывавшую в Гимрах и Гунибе и т.д. Это всегда радует.
Вопрос. Алиса, как вы думаете, сегодняшнему молодому писателю из северокавказских республик со стороны государства оказывается какая-нибудь поддержка?
Ответ. Я уже упоминала Форум и совещания для молодых писателей, которые организовывает Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ под руководством Сергея Филатова. Есть еще и премия «Дебют» для всех молодых авторов до 35, пишущих на русском. Кстати, возрастную планку, как и денежный фонд, подняли только в прошлом году, до этого возраст участников ограничивался 25 годами. Обычно на крупные литературные премии тексты выдвигаются номинаторами или издательствами, а в премии «Дебют», рассчитанной на неизвестные имена, ты можешь отправить свой текст сам, по электронной почте.
Можно попробовать издаться в каких-нибудь печатных изданиях. Опять-таки очень важно общение, и не последнюю роль в этом играет Интернет. Сейчас самые жаркие литературные дискуссии разгораются не на страницах «толстых журналов», а в блогах и сетевых ресурсах. И участвовать в них можно, независимо от места проживания.
Фото из личного архива Алисы
Алиса в США Здесь можно более подробно прочитать, как Алиса Ганиева ходила в Госдеп. У людей в голове каша
Мы же в свою очередь желаем Алисе Ганиевой не останавливается на достигнутом. Давая своим читателям пищу для размышлений, заставляя их задумается.
Эту книгу можно заказать через интернет-магазины
Салам тебе, Далгат!.
Эту книгу можно заказать через интернет-магазины
ПОЛЁТ АРХЕОПТЕРИКСА. Литературная критика, эссе.