В последнее время я преимущественно перемещаюсь не на авто, а в метро. И это тут же сказалось на количестве литературы, которую успеваю прочитать. В основном в метро я читаю журнал «Эксперт», постоянным читателем которого являюсь начиная с нулевого номера журнала «Коммерсантъ» (бывший коллектив которого и начал издание нового журнала «Эксперт» в 1995 году). А в перерывах между очередными номерами журнала читаю книги (конечно, они читались не только в метро, а ещё в салонах самолётов, в вагонах поездов, в очередях, в залах ожидания, и банально перед сном в кровати…).
Вот некоторые из прочитанных мною за последнее время книг:
- Дуглас Норт, Джон Уоллис, Барри Вайнгаст. Насилие и социальные порядки. Концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества. Пер. с англ. Д.Узланера, М.Маркова, Д.Раскова, А.Расковой. - Москва: Институт Гайдара, 2011. - 480 с.
Очень серьёзная книга. Вообще институционалисты мне нравятся. Очень многое в этой книге можно найти для объяснения ситуации в России, в том числе и в Дагестане. В этом контексте она на моё понимание процессов оказала влияние, сопоставимое с тем влиянием, которое оказало 15 лет назад прочтение книги Эрнандо де Сото «Иной путь».
Сейчас не так много авторов, труды которых можно охарактеризовать как политико-экономические (преобладают либо «экономическая теория», либо политика, социология и т.д.). Эта книга именно о политической экономии.
Чтение книги по времени совпало с периодом митинговой активности и общественными дискуссиями о путях реформирования российской политической системы. А в книге как раз сказано, что Россия в период правления Путина совершает регресс от зрелого к базисному естественному государству. А хотелось бы прогресса, перехода от общества ограниченного доступа к обществу открытого доступа. И ещё сказано, что выборы сами по себе не свидетельствуют о характере политико-экономического строя в стране. Одни и те же законы, одна и та же процедура выборов будут по-разному проявляться и могут иметь совершенно противоположный эффект в странах с открытым и ограниченным доступом…
А по ситуации в Дагестане можно написать совершенно замечательное исследование, опираясь на методологию этой книги….
- Экономическая история мира. В шести томах. Под общей ред. д.э.н., проф., засл.деятеля науки РФ М.В.Конотопова. - Москва: Кнорус, 2008. - 2656 с.
Шеститомник явно недоработанный. Некоторые части, особенно третий том, вообще похожи на работу нерадивых студентов. Такое ощущение, что вообще не было работы редактора. Без никакого предупреждения уже в следующем абзаце может начаться изложение событий совсем другого исторического периода, и
только знакомый с темой читатель (как например я, скромно говоря) может догадаться по контексту о чём речь и где исторический пробел.
Тем не менее, чтение для меня было в целом полезным и не очень жалею о времени, потраченном на освоение более чем 2 с половиной тысяч страниц. Но, повторяюсь, такой ужасной редактуры в научном издании я более нигде не встречал.
Отмечу также, что в этом многотомнике чувствуется приверженность авторов разным идеологиям, нет единой концепции, единого понимания логики мирового экономического развития с древнейших времён по сегодняшний день. Однако преобладание марксистов среди авторов всё же чувствуется.
И ещё, чтение многотомника, особенно тех частей, в которых описывается экономический строй древних обществ, приводит к мысли, что не очень-то далеко некоторые современные страны ушли от ранних цивилизаций. Например, при чтении разделов о странах с азиатским способом производства в древности, прослеживалась чёткая ассоциация с советской плановой экономикой.
Например, вот выдержка из текста о Шумере (том 1, стр. 40): «Ремесленники получали сырьё и материалы с государственных складов и на склады сдавали готовую продукцию. Существовали строгие нормы выработки, в соответствии с которыми использовался даже специальный термин - «человеко-день»… Система учёта и отчётности была доведена до такой степени, что проводились контрольные ревизии - проверка соответствия отчётов низших руководителей реальному положению дел. Такие контрольные акты сохранились в архивах глиняных табличек».
- Луи Дюмон. Homo aequalis. Генезис и расцвет экономической идеологии. Пер. с фр. - Москва: Издательский дом NOTA BENE, 2000. - 240 с.
Книга одновременно философская и по экономической теории. Язык очень сложный. Вот пример языка автора: "... обладание не есть преходящая историческая акциденция перманентного феномена, который мог бы быть назван индивидуализмом".
Автор анализирует труды Кенэ, Локка, Мандевилля, Адама Смита и Карла Маркса с точки зрения взаимодействия идеологии, морали и экономической теории. Прослеживает зарождение экономики как науки и экономической идеологии. Анализирует понимание трудовой теории стоимости у Смита и Маркса. Очень интересен анализ работ раннего Маркса в связи с его философскими воззрениями. Показаны внутренние противоречия в теоретических построениях Маркса. И всё это на основе подробного анализа марксистского понимания категорий стоимости, частной собственности, земельной собственности.
Меня же более всего заинтересовала проходящая через всю работу Дюмона тема сопоставления иерархии и эгалитаризма, а также индивидуализма и холизма. Различия между цивилизациями и типами общественно-политического устройства в значительной степени проявляются именно в том, что в одних странах преобладает иерархия как высшая ценность, в других, наоборот, равенство, в одних странах господствует холистская концепция, в других индивидуализм. Форма и степень влияния холизма, индивидуализма, иерархии и равенства в разных странах отражают в том числе и преобладающую в этих странах идеологию.
И ещё, индивидуализм предполагает не только равенство, но и свободу. Но свобода и равенство не совсем уживаются друг с другом…
- Уильям Ст. Джевонс. Деньги и механизм обмена. Пер. с англ. - Челябинск: Социум, 2006. - 192 с.
Никогда не лишнее прочитать или перечитать экономических классиков. А тема денег, денежного обращения и финансов мне всегда интересна.
- Абдулхабирил Мухаммад, Саидов Абдурашид. Диалоги с Адалло. Книга II. - Москва-Махачкала: КПФ «Аваристан», 2007 -172 с. (Ссылка для скачивания здесь).
Книжку подарил мне сам Адалло прошлым летом. И я её прочитал буквально взахлёб. Я знаком с Адалло с 1988 года, очень близко общался с ним в 1988-1992 годах. Поэтому многое в диалогах мне было знакомо.
Адалло личность колоритная и неординарная. Не всегда и не во всём я с ним бывал согласен, но надо отдать должное его искренности и устремлённости. И очень хорошо, что он вернулся с эмиграции на родину. И спасибо тем, кто этому способствовал.
Магомед Абдулхабиров и Абдурашид Саидов составили очень интересный, захватывающий сборник диалогов с Адалло. Эти диалоги охватывают по тематике разные периоды в жизни поэта и бунтаря. И видно, что в разных диалогах разный Адалло. Это не создаёт ощущения противоречия. Наоборот, перед нами возникает образ живого человека, человека меняющегося, по-разному проявляющегося в разных жизненных обстоятельствах.
Не буду вдаваться сейчас в содержание диалогов. Ведь каждый из них - повод для отдельного рассмотрения и обсуждения.
- Дэвид Боуз. Либертарианство: История, принципы, политика. Пер. с англ. под ред. А.В.Куряева. - Челябинск: Социум, Cato Institute, 2004. - 392 с.
Эта книга - не научный труд, а популярное изложение либертарианства и в этом качестве я её с интересом прочитал.
Идеи либертарианцев мне близки и желаю успехов российскому дибертарианству. Но всецело к либертарианцам себя относить бы не стал. Им, на мой взгляд, не достаёт реалистичности, и серьёзной научной базы. Вызывает у меня отторжение и продвигаемое автором книги право на употребление наркотиков, зацикленность на правах сексуальных меньшинств. Автор книги Дэвид Боуз ничего не говорит о существующих внутри либертарианства течениях, об анархо-капиталистах, о приверженцах австрийской экономической школы и т.д. А различия эти, на мой взгляд, существенны.
- Яков Шляпочник, Геннадий Сорокопуд. Новая культура инвестирования, или Структурированные продукты. - Москва: Эксмо, 2010. -272 с.
Я сам люблю изобретать различные финансовые продукты. В том числе есть у меня в арсенале и оригинальные структурированные продукты. Только мне их трудно продвигать, так как не представляю банк или крупную финансовую компанию. Авторы этой книжки работают в инвестиционной группе «Норд-Капитал» и то, что группа не просто делает на рынке «то, что все», а пытается что-то изобретать, это мне близко и импонирует.
- Золотой стандарт: теория, история, политика. Пер. с англ. под ред. А.Куряева. - Челябинск: Социум, 2011. - x + 564 с.
Золотой стандарт - это, конечно, уже история. Но история захватывающе интересная. И не такая уж далёкая. Уроки этой истории актуальны и сегодня. Ведь идеальный стандарт для современной международной валютной системы пока не найден. С интересом прочитал все статьи сборника.
- Дж. М. Кейнс. Общая теория занятости, процента и денег. - в Кн.: Дж.М. Кейнс. Избранные произведения. Пер. с англ. - Москва: Экономика, 1993. - С. 224-518.
Имя Кейнса и название этого самого знаменитого его произведения я, разумеется, знал давно. С первого курса (я поступил в Дагестанский госуниверситет на экономический факультет в 1975 году) на лекциях и семинарах по политэкономии капитализма каждая тема заканчивалась критикой буржуазных и ревизионистских теорий. И кейнсианцам с неокейнсианцами доставалось по полной программе. Но вот беда, самих критикуемых, их произведения, нам читать не рекомендовалось, да и негде было их читать: в университетской библиотеке и в продаже Кейнса не было, а интернета тогда ещё не знали.
Адама Смита, Рикардо, Маршалла, Сэя, Фридмана, Шумпетера, Коуза, Хайека, Мизеса, Бём-Баверка, Фишера, Самуэльсона, Парето, Бьюкенена… и многих-многих других я прочитал уже в постсоветские годы. Знакомился с различными теориями также по книгам по истории экономических учений (например, «Экономическая мысль в ретроспективе» Блауга, трехтомник «История экономического анализа» Шумпетера). А вот непосредственно до «Общей теории…» Кейнса никак руки не доходили.
И вот, я прочитал наконец эту работу. Почему-то не произвело большого впечатления. Книги многих других экономистов я читаю с увлечением, а «Общую теорию…» с трудом дочитал. Излагает Кейнс очень тяжело (или перевод такой?). Почти до конца книги было ощущение, что всё это так сказать предисловие, введение, и вот-вот начнётся главное. А когда закончил чтение, создалось ощущение, что меня обманули, главного так и не нашёл Возможно, причина в том, что основные положения кейнсианской теории мне давным-давно знакомы в изложении других авторов и нового я из книги уже не мог узнать.
Считается, что кейнсианство описывает хозяйственный механизм более реалистично, чем преобладавшая до Кейнса классическая экономическая теория. Однако, при всём уважении к Кейнсу и кейнсианцам, мне кажутся несколько натянутыми, искусственными и спорными некоторые их теоретические построения.
- Клара Ших. Эра Facebook. Как использовать возможности социальных сетей для развития вашего бизнеса. Пер. с англ. Михаила Фербера. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 304 с.
Познавательно. Правда, не решил ещё, как я смогу прочитанное использовать на практике.