В ночь на пятницу прилетел в Махачкалу. И сегодня выступал в проекте "Дагестанский гражданский университет" с темой "Экономические реалии и справедливость".
Неделю назад я в блоге Тимура Гусаева
gusaevпрочитал о новом проекте, узнал, что семинары будут проходить по субботам. И я в комментариях спросил, что намечается в следующую субботу, предполагая, что я буду в Махачкале и хотел бы посетить.
Тут мне Расул Кадиев
kadievrasul предложил выступить на тему справедливости с позиций экономических.
Выступление моё мне самому категорически не понравилось. Конечно. сказался и характер самой темы. Но главное, я не построил выступление на четком и кратком изложении тезисов. Планировал вчера сделать вечером заготовку, но вместо этого загулял на свадьбе....
Основное, что я хотел донести:
У каждого своё видение справедливости.
Стремление к справедливости в сфере экономики всегда требует компромиссов.
Справедливость в моём понимании достигается при соблюдении обязательств и договоренностей, достигнутых без применения насилия.
Справедливость требует вознаграждения всех факторов производства, а не только труда.
Справедливо такое устройство экономики, которое обеспечивает мир и стабильность в обществе, эффективность и прогресс.
При этом мир - величайшая ценность. На протяжении человеческой истории мир большей частью устанавливался в результате договоренностей среди элит, в результате их сговора по вопросам доступа к рентам.
Установление справедливого устройства общества требует перехода от порядка ограниченного доступа (который присущ России и Дагестану в том числе) к порядку открытого доступа (который имеется в ряде развитых демократических стран).
Порядок открытого доступа предполагает безличность. Поясню. Сегодня мы имеем порядок, при котором права и обязанности, успех и положение того или иного человека зависят зачастую от его статуса, от круга его знакомств, близких, родственников, друзей. Решения, в том числе на государственном и на муниципальном уровне, принимаются "глядя на лица", чей он родственник, друг и т.д. Справедливость же требует такого устройства, когда правила действуют одинаково для всех, то есть обезличенно.
Я всё это сказал, но очень сумбурно и непоследовательно.