Провалы дистанционного образования

Nov 06, 2020 23:36

Провалы дистанционного образования

Вся история европейского образования Нового времени (Модерна) это история инволюции от школы как пространства воспитания человека в традиционных христианских ценностях к школе как пространству простой передачи информации, имеющей все более утилитарное назначение. Конечно, духовная деградация школы началась не сама по себе, она лишь отражает общий глобальный кризис культуры новоевропейского мира, отказавшегося от христианства как своей мировоззренческой основы и оказавшегося в ценностном вакууме, потому что любые секулярные ценности, сколь бы пафосно они ни провозглашались, в реальности остаются лишь ни на чем не основанными благопожеланиями.К концу ХХ века виртуальность секулярных ценностей, как в либеральном, так и в коммунистическом изводе, стала уже слишком очевидна даже для их сторонников, и последним словом новоевропейской цивилизации стало постмодернистское отрицание любых ценностей как таковых. Причем не просто отрицание, а нарочитое высмеивание, коим пронизана вся постмодернистская культура. Однако ценностный релятивизм Постмодерна некоторое время еще оставался уделом определенных богемных кругов, потому что основные структуры воспроизводства культуры оставались прежними - академии, университеты, школы, творческие студии, даже СМИ - сохраняли привычную централизацию и иерархию, где любые идеи и знания переходили от учителя к ученику и проходили необходимую институциональную рецепцию. Чтобы ситуация Постмодерна действительно стала тотальной, требовалась соответствующая, радикально новая технология, подрывающая монополии иерархических институтов на передачу идей и знаний, и уравнивающая любых субъектов культурного процесса - включая образовательный - в общем информационном хаосе. Виртуализации ценностей соответствовала виртуализация технологий, и такая технология появилась: как тоталитарным системам ХХ века значительно способствовали электронные средства централизованной пропаганды (радио и телевидение), так наступлению постмодернистского хаоса наиболее способствовало открытие Интернета, где каждый сам себе и академия, и школа, и СМИ, и где сама идея какой-либо иерархии и централизации в принципе невозможна. См. продолжение статьи
Previous post Next post
Up