Никита Михалков опубликовал программный текст:
«Право и правда. Манифест политического консерватизма». Сколько я себя помню, я все время участвовал в написании и обсуждении каких-либо идеологических манифестов и программных документов. Сначала воспринимал их с большим воодушевлением и переживанием, потом, со временем, возникало ощущение рутинной
(
Read more... )
Во-первых, из этого следует, что вы все-таки отождествляете Европу и Западную Европу, поскольку "экстаз чистого разума" свойственен именно Западу. Я считаю, что европеизм не сводится к западничеству и "экстаз чистого разума" это настолько специфичное западное свойство, что объединении на его основе в принципе невозможно.
Во-вторых, согласившись с тем, что Россия - это часть Восточной Европы, вы тут же пишете, что "она никогда не станет частью Европы". Как можно быть Восточной Европой и не быть при этом частью Европы, я не понимаю.
Далее, я не понимаю, что значит "православное миропонимание, где значение духа выше значения интеллекта". В православном мировоззрении интеллект (а точнее, ум) это высшая способность души и она нигде никогда не противоречит Святому Духу. Или о каком "духе" вы говорите?
P.S. Евразийство России - это не констатация факта, а иделогическая позиция, требующая доказательства. На практике из нее следуют очень конкретные выводы: союз с исламом против Запада и оправдание всевозможной "азиатчины" в истории России как само собой разумеющейся. Включая псевдосозерцательную обломовщину;)
Reply
Чем мы никогда не сойдёмся с Западом (или геополитической Европой, как угодно) - да вот тем, что Михалков уравнивает Правду и Право, причём первое - внутреннюю свободу, дух - ставит выше. Никаких Правд современный Запад не поймёт и не потерпит - декларация прав человека там превыше всего. И в этом уже значение Духа у нас выше интеллекта. Ну и то, о чём писал Ильин - "русская идея есть идея свободно созерцающего сердца" и "Их культура (западная) выросла исторически из преобладания воли над сердцем, анализа над созерцанием, рассудка во всей его практической трезвости над совестью..."
Reply
2. Если Россия это не Европа+Азия, то тогда зачем ее называть "Евразией"? Я как бывший евразиец, хорошо знающий это учение, никогда не понимал этого лукавства. Тогда уж лучше называть ее просто Россией или этого недостаточно? Я не вижу в культуре России никаких азиатских элементов - просто Россия, будучи частью Европы, распространила свою территорию в Азии вплоть до Тихого океана, и отсюда возникла аберрация восприятия: раз пол страны в Азии, значит это полу-Азия. Но это же чисто формальный подход. Также и США - страна сугубо европейской культуры, но Америкой мы её называем только потому, что она находится на этом континенте, а не потому, что культура США имеет в себе индейское начало.
3. На сегодняшний день тему "евразийства" в большой политике поднимают только тогда, когда нужно оправдать "многоконфессиональность" России, которая, в свою очередь, выгодна только исламистам. Ни иудеи, ни буддисты эту тему неподнимают в силу своей очевидной малочисленности. Что же касается самих евразийцев, то в 99% случаев эти люди руководствуются не любовью к России, а ненавистью к Западу, ради чего они с удовольствием готовы объединиться с кем угодно и, прежде всего, с исламизмом.
4. Конфликт Права и Правды это не конфликт Европы и Азии, а Запада Европы и Востока Европы. Кроме того, лично я считаю, что нашей стране очень недостает правовой культуры и тема Права в России сейчас более актуальна, чем тема Правды. К сожалению, разговоры о несовершенстве Права у нас часто приходят к оправданию бесправия, и это реальная опасность.
Reply
2. Я понял, что Вы боитесь "лукавства" названия "Евразия", но манифест Михалкова, по-моему, никакого лукавства - азиатского коварства - не содержит и не несёт. Он констатирует отличие России от Европы и только. В конце концов - православие это византийская религия по источнику нашего принятия его, а это Азия, да и азиастких этносов в России предостаточно. Но это не значит, что Россия следует азиатским путём или даже имеет азиатский идеологический крен...
Впрочем, на названии я не настаиваю, просто пытаюсь апологировать позицию Михалкова.
3. Но в тексте манифеста никаких признаков идеологии евразийства незаметно. Или евразийцы приватизировали термин "Евразия"?
4. Я считаю, если учитывать менталитет россиян, что без принятия Правды Право у нас не будет работать никогда. Пока не воспитаемся в Правде, на Право будем плевать. Русского человека чистым Правом не увлечёшь и не завоюешь, только обоснование, прочувствование справедливости Права через Правду поможет соблюдать Право.
Reply
2. Ни в каком "лукавстве" я Михалкова не обвиняю, я уверен в его искренности, но считаю, что он не до конца продумал свой манифест.
3. ВИЗАНТИЯ - ЭТО ЕВРОПА, а не Азия, почитайте ее историю и посмотрите на карту. Византия - это та же самая Римская империя, столица которой из европейского города Рима перенеслась в европейский город Византий. "Азиатской" её можно считать по тем же причинам, что и Россию - потому что её территории находились не только в Европе, но и в Азии. Но тогда самой азиатской империей была Британская.
4. Если вы не хотите, чтобы евразийцы монополизировали термин "Евразия", тогда почему согласны с тем, что ЕС монополизирует термин "Европа". Кстати, Россию можно называть Евразией только в одном смысле - геополитическом, но порок евразийства состоит в том, что они из геополитики выводят всё остальное, вплоть до религии. От того, что Россия пришла на территорию Азии, не следует, что она сама стала Азией по каким-либо культурным или идеологическим основаниям.
5. По поводу Права и Правды в "ментальности россиян", в принципе, готов согласиться, но это именно внутиевропейский конфликт, а не конфликт Азии и Европе. Кроме того, тезис об особой "ментальности россиян", не воспринимающих самоценность Права как такового, требует очень серьезного обоснования. Я против онтологизации любого национального начала, нации меняются вместе с людьми, которые их составляют.
Reply
Reply
Leave a comment