Неполитическое движение. Нужно ли объединяться?

Sep 24, 2005 10:30


На мой взгляд, это самый главный вопрос. От того, удастся ли сделать Движение действительно широким и многочисленным, зависит, будет ли его создание очередным, мало значащим эпизодом, или Движение действительно вырастет в силу, способную стабилизировать нашу жизнь и влиять на нее.
Моё личное мнение о круге людей, готовых сообща бороться за определенные ценности, претерпело серьёзные изменения за последние месяцы.

Я вижу сейчас возрастающую активность среди харедим. Есть серьезные харедимные раввины, которых волнуют происходящие процессы, и они пытаются осмыслить их и предпринять какие-то шаги. При этом они ведут за собой свои общины. Я хотел бы понять, насколько представителен этот слой харедимных людей. Из бесед я вижу, что слой этот расширяется, и они хотят быть точкой кристаллизации, и хотят убедить других харедимных людей в правильности своих взглядов.
С удивлением я обнаружил, что некоторые люди, которые, как мне казалось, бесконечно далекие от проблем поселений и невовлеченные в политическую жизнь, или даже мои знакомые, которых я причислял к людям скорее с левой политической ориентацией, стали проявлять обеспокоенность тем, что происходит. Они обижались, что я им не сообщил о каких-то акциях протеста. 
В общем, их это волнует.

Я осознаю сейчас, что тот лагерь, который я бы назвал национальным, гораздо менее однороден, чем я себе представлял.

Существуют серьезные споры о методах, которые следует применять, например, о месте насильственных методов. Часть людей национального лагеря настроена более революционно. Есть часть более либеральная.
Хочу заметить, что я говорю именно о национальном лагере, а не о национально-религиозном. Люди с вязаной кипой и люди без кипы участвуют в одних и тех же акциях и пытаются добиваться одних и тех же целей.

Итак, у нас есть три сектора:
 - светский;
 - вязаная кипа;
 - харедим

Я далек от того, чтобы предложить перемешать их и стереть границы. Это не реалистично и не нужно. Каждый из них будет продолжать жить внутри своих культурно-религиозных рамок. У каждого сектора существует своя теория, своя стратегия, свои лидеры.
Далее есть две возможности:

1. Каждое из движений замкнуто на себе, считает свои принципы самыми главными и не беспокоится ни о каком взаимодействии или синхронизации с другими секторами.
2. Сохраняя обособленность, индивидуальность и внутрисекторальные методы и принципы, попытаться найти общие формулировки направление движения и осуществлять общие акции, приемлемые для всех.

Конечно, психологически проще первый путь. Я постоянно вижу, например, в этом форуме, попытки религиозных и светских участников провести разделительную черту между собой, чтобы, не дай б-г, не смешаться и не запачкаться.

Но вопрос, кому этот путь выгоден?
Ответ: политическим функционерам. Им будет проще вступать с различными слоями в независимые сделки, заставив их забыть о глобальных целях, и используя при этом государственные ресурсы.

Собственно, так дело и обстоит сейчас.

comment here
Next post
Up