«Преподобные Кирилл, Мария и отрок Варфоломей» в Хотьково.

Feb 25, 2017 08:32




Недалеко от Ростова Великого, на берегу реки Ишни, находилось поместье знатных ростовских бояр Кирилла и Марии.




Кирилл состоял на службе у ростовских князей, владел достаточным по своему положению состоянием, но, живя в деревне, не пренебрегал и обычными сельскими трудами. Жестокий голод и монголо-татарское нашествие довели ростовского боярина до нищеты. Возможно, что своевольные московские наместники, распоряжавшиеся в Ростове, приказали ему удалиться из города, и тогда семейство поселилось в селе Радонеж близ церкви Рождества Христова.

Кирилл и Мария были людьми добрыми и богоугодными: помогали бедным и больным, принимали странников. Супруги имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына - будущего основателя Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, преподобного Сергия. Задолго до рождения Промысл Божий дал о нем знамение, как о великом избраннике Божием. Однажды, когда Мария, беременная им, была в церкви, ребенок, к великому изумлению всех присутствовавших, трижды воскликнул громким голосом в материнском чреве во время литургии.

После этого Мария стала особенно следить за своим духовным состоянием, помня, что носит во чреве младенца, которому предназначено быть избранным сосудом Духа Святого. Она блюла себя от всякой скверны и нечистоты, ограждала себя постом, избегала мяса, молока и рыбы, питалась лишь хлебом, овощами, и водой. Воздерживалась и от вина, употребляя вместо различных напитков только одну воду, и ту понемногу. Часто втайне наедине, воздыхая со слезами, Мария молилась Богу, о сохранении себя и младенца.

И вот праведная Мария, подобно святой Анне, матери пророка Самуила, вместе с мужем дала обещание: если родится у них мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. Это значило, что они сделают все, чтобы на их будущем дитяти исполнилась воля Божия, совершилось о нем предопределение Божие, на которое они уже имели некоторое указание.

И 3 мая 1314 года праведных родителей посетила великая радость: родился мальчик. В сороковой день по рождении младенца принесли в церковь, чтобы совершить над ним Крещение. Священник Михаил назвал младенца Варфоломеем, ибо в этот день (11 июня) праздновалась память святого апостола Варфоломея. Это имя по своему значению - «Сын радости (утешения)» было особенно утешительно для родителей. Священник почувствовал, что это особый младенец и, осененный Духом Божественным, предрек: «радуйтесь и веселитесь, ибо будет ребенок сей сосуд избранный Бога, обитель и слуга Святой Троицы».

Родители стали замечать особенное в поведении младенца: если мать вкушала мясную пищу, младенец не пил материнского молока. По средам и пятницам он вовсе оставался без пищи. Воздержанный постом во чреве, младенец и по рождении как будто требовал от матери поста. И она стала строже соблюдать пост: совсем оставила мясную пищу, и младенец, кроме среды и пятницы, всегда после этого питался ее молоком.

Подрастая, Варфоломей, как и в первые дни своей жизни, по средам и пятница не вкушал никакой пищи, а в остальные хранил воздержание. Мария опасалась, что суровый образ жизни может повредить его здоровью и убеждала сына уменьшить строгость поста. Однако сын просил не отклонять его от воздержания, и мать более не препятствовала.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, родители его из Ростовского княжества переселились в Московское княжество - в город Радонеж. По обычаю того времени Кирилл должен был получить поместье, но по старости уже не мог служить Московскому князю, и эту обязанность принял на себя его старший сын Стефан, к тому времени уже женатый. Младший из сыновей Кирилла и Марии - Петр, также женился, но Варфоломей и в Радонеже продолжал свои подвиги. Когда ему было около двадцати лет, он попросил у родителей благословения на монашество. Кирилл и Мария не возражали, но просили подождать только до их смерти: с уходом они потеряли бы последнюю поддержку, так как два старших брата были уже женаты и жили отдельно. Благодатный сын повиновался и делал все, чтобы успокоить старость своих родителей, которые не принуждали его вступить в брак.

В то время на Руси распространен был обычай принимать иночество под старость. Так поступали простецы, князья и бояре. Согласно этому благочестивому обычаю Кирилл и Марию в конце своей жизни тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьковском Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Утружденные болезнями, скорбями и старостью схимники-бояре недолго потрудились в новом звании. В 1337 году они с миром отошли ко Господу. Перед своей блаженной кончиной они благословили Варфоломея на иноческий подвиг. Дети погребли их под сенью Покровской обители, которая с этого времени стала последним приютом и усыпальницей Сергиева рода.

Летопись Хотьковского Покровского монастыря приводит свидетельства о том, как молитвенное обращение к преподобному Сергию и его родителям спасало людей от тяжких недугов. Особенно проявилось их заступничество во время народных бедствий - страшной моровой язвы 1770-1771 годов, эпидемий холеры в 1848 году и 1871 году. Тысячи людей стекались в Хотьково. У гробницы родителей преподобного читалась неусыпно Псалтирь и молитва святым схимонаху Кириллу и схимонахине Марии. В то же время они уже местно почитались в монастыре. И всякий раз множество людей сохранялись от губительных болезней.

Мощи схимонаха Кирилла и схимонахини Марии неизменно покоились в Покровском соборе, даже после его многочисленных перестроек. Уже в XIV веке в лицевом житии преподобного Сергия родители его изображены с нимбами. По преданию преподобный Сергий завещал - «прежде чем идти к нему, помолиться об упокоении его родителей над их гробом». Так и повелось - паломники, едущие на богомолье в Троицкую Лавру, посещали сначала Хотьковскую обитель, желая «поклониться на могилке его праведных родителей, чтобы явиться благодатному сыну от дорогой ему могилы как бы с напутствием от самих праведных родителей». Так же по преданию, преподобный Сергий нередко ходил на могилу родителей из своей Лавры.

В XIX веке почитание преподобных Кирилла и Марии распространилось по всей России, об этом свидетельствуют месяцесловы того времени.

После 1917 года Хотьковский монастырь был ликвидирован. В июле 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых 6 (19) июля, на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Схимонахи Кирилл и Мария были прославлены в соборе Радонежских святых.

В 1989 году в Покровском храме бывшего Хотьковского монастыря, возвращенного Русской Православной Церкви, вновь возгорелась свеча церковной молитвы преподобному Сергию и его родителям. В том же году, в день празднования преподобного Сергия, мощи его праведных родителей перенесли в храм Покрова Пресвятой Богородицы. Возобновилось празднование памяти преподобных Кирилла и Марии 28 сентября (11 октября) и 18 (31) января. Вера в заступничество святых укрепилась после многочисленных исцелений, совершенных у гробницы.

В 1992 году открылся Хотьковский женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В том же году, когда праздновалось 600-летие со дня кончины преподобного Сергия, совершилось общецерковное прославление преподобных Кирилла и Марии, увенчавшее шестивековое почитание родителей великого светильника Русской земли, давших миру образец святости и христианского устроения семьи.

История памятника:

В городе Хотьково Московской области установлен памятник Сергию Радонежскому и его родителям. Скульптурная композиция называется «Преподобные Кирилл, Мария и отрок Варфоломей». Её автор - житель Хотьково, заслуженный художник России Юрий Хмелевской. Памятник установлен в новом парке «Покровский», расположенном напротив Покровского Хотькова монастыря со стороны движения электропоездов от Москвы, и хорошо виден всем проезжающим по железной дороге в этом направлении.

После церемонии открытия был отслужен молебен и состоялось освящение монумента. Сотни жителей Хотькова, гостей из других городов и регионов Подмосковья и более удалённых уголков России стали участниками незабываемого события, касающегося культурного и духовного наследия нашего народа.

Автору этих строк удалось встретиться со скульптором Юрием Хмелевским и побеседовать с ним.

- Юрий Павлович, вы живёте в Хотьково, и поэтому вполне понятен ваш творческий интерес к святым преподобным Кириллу и Марии, Радонежским и Хотьковским чудотворцам, родителям великого молитвенника и заступника земли Русской Сергия Радонежского. Расскажите, пожалуйста, с чего всё началось, предысторию создания памятника.
- Тема Сергия Радонежского и его родителей волновала и привлекала меня давно. Святые мощи родителей преподобного находятся в Покровском монастыре Хотькова.
Первую работу на эту тему я сделал в 2000 году. Фигурки преподобных Кирилла и Марии я вырезал из дерева груши, а отрока Варфоломея - из бивня мамонта. Вся композиция была высотой 30 см.
Затем я сделал ещё один подобный вариант из морёного дуба и груши. Эту работу приобрёл художественный музей в Белгороде после выставки «Возрождение». Затем был изготовлен вариант в бронзе, который и послужил эскизным проектом для нынешней скульптурной композиции. После того как в городе было принято решение о создании парка «Покровский», у меня сразу возникла идея установить там памятник преподобным Кириллу и Марии и отроку Варфоломею.

- Кто помогал вам в реализации этого проекта, и какие были трудности?
- Проект был одобрен администрацией города в лице Риты Тихомировой и главой района Сергеем Пахомовым. После того как с ним ознакомилась настоятельница Покровского монастыря игуменья Олимпиада и было получено её благословение, я приступил к работе.
Рабочая модель была вначале выполнена из пластилина в масштабе один к пяти, затем из глины в полный размер памятника в литейном цехе города Смоленска. Из-за некоторых технических особенностей изготовления ряда деталей скульптурной композиции фигуру отрока Варфоломея пришлось лепить отдельно от родителей на другом станке, а затем всё это соединять. Далее проводилась формовка, проработка по воску, литьё из бронзы, чеканка, пескоструйка, патинирование и вощение. Это специфические виды работ, которые всегда проводятся при изготовлении памятников из бронзы.
Высота всей скульптурной композиции - 3,5 м, и ещё один м приходится на постамент. Работу я осуществлял вместе со своим сыном Сергеем, который тоже скульптор. В конце сентября памятник в готовом виде был доставлен из Смоленска в Хотьково и установлен на постаменте из серого гранита, изготовленного мастером по камню Дмитрием Толстиковым.
Вся скульптурная композиция пространственно ориентирована на Хотьковский монастырь, в котором родители преподобного Сергия приняли монашеский постриг и провели последние годы своей земной жизни. И этим путём после их кончины пошёл на гору Маковец юный Варфоломей вместе со своим старшим братом Стефаном, чтобы служить Богу.
Первоначально памятник планировали открыть 14 октября 2015 года на Покров Божией Матери, но по причине незавершённости некоторых работ по устройству парка «Покровский» открытие было отложено до конца прошлого года.

- Как вы оцениваете роль и значение этой вашей работы и в целом традицию создания памятников святым?
- Ранее мне уже приходилось изготавливать памятники святым. Это и памятник преподобномученице великой княгине Елисавете Фёдоровне в городе Осташкове, и памятник первому Патриарху Московскому и всея Руси Иову в городе Старице Тверской области, и святому благоверному князю Александру Невскому в городе Александрове Владимирской области, святым Петру и Февронии в городе Дмитрове.
Памятник в Хотькове для меня - очень ответственная работа, так как я здесь живу, здесь мои дети, внуки, друзья. Всем сердцем желаю, чтобы он вызывал добрые чувства любви к нашим святым преподобным, покровителям земли Радонежской, привлекал внимание молодёжи, пробуждал интерес к истории нашего Отечества, его культуре. Очень хотелось бы, чтобы этот памятник «зажил» своей самобытной жизнью, чтобы сюда приезжали молодожёны, приходили пожилые люди, ветераны, школьники и совсем ещё малыши и чтобы каждый здесь отдыхал душой, находил для себя что-то сокровенное… Безусловно, традицию создания памятников святым считаю очень нужной и духовно полезной, и наша Церковь её благословляет. Любой такой памятник, на мой взгляд, должен стать частью, важным элементом окружающей нас жизни.

- Да, вы действительно уже создали несколько прекрасных памятников, монументов, посвящённых известным русским святым. Ваши дальнейшие творческие планы.
- В настоящее время продолжаю трудиться над образами Сергия Радонежского и Серафима Саровского. Прорабатываю также очень интересную скульптурную композицию на тему встречи Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского для Николо-Пешношского монастыря в Дмитровском районе. Это моё начинание благословил благочинный Дмитровского района протоиерей Афанасий (Чорногуз). Я уже вылепил рабочую модель, но возникли трудности с финансированием. Очень давно также работаю над проектными вариантами памятника Иоанну Грозному и местночтимым святым в Александрове преподобным Лукиану и Корнилию.
Планов, как видите, немало, надеюсь с Божией помощью всё это осуществить.

Источники:http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_3376.html
http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1341504&archive=2016.06.24

Варфоломей, Кирилл, памятники, Хотьково, фото, православие, Россия, Мария, Московская область, святые, архитектура, памятник, отрок, Преподобные

Previous post Next post
Up