Староволжский мост в Твери.

Oct 28, 2017 09:10




Прежде мост через Волгу в Твери был понтонным (плашкоутным). Он находился между Главной аллеей Городского сада и памятником Афанасию Никитину. Рассказывают, что сооружен мост был по приказу Пера Великого всего за три часа. Якобы царь спросил у местных торговок, почем пучок зелени. Те ответили, дескать, «товар-то денюжка, да перевоз - полушка». Тогда самодержец распорядился навести наплавной мост.

С ростом города и развитием промышленности его возможностей стало не хватать. Строительство нового моста через Волгу стало насущной проблемой. Однако, как всегда, все упиралось в финансовые вопросы. В конце концов, из казны была выделена бóльшая часть необходимой суммы. Оставшуюся часть добавила бельгийско-французская компания, которая строила вагонный завод в Заволжье и была заинтересована в бесперебойном сообщении через Волгу.

Понтонный мост через Волгу в Твери



В 1895 году в Санкт-Петербурге инженер-технолог В. Ф. Точиский подготовил проект нового моста, который был реализован в 1897-1900 годах чешским инженером Л.И.Машеком. 8 сентября 1900 года состоялось торжественное открытие Нового моста, как его тогда называли. Он стал первым в Твери постоянным мостом через Волгу. Проезд помосту был бесплатным, затраты на содержание взяли на себя городские власти. После постройки в 1956 году второго моста - Нововолжского, первый стал называться Староволжским, или просто Старым.



Своими очертаниями Староволжский мост в Твери напоминает мост Свободы (бывший Франца-Иосифа) через Дунай в Будапеште, 1894-1896 годов постройки. Длина Староволжского моста моста составляет 215,5 метров, ширина проезжей части первоначально составляла 5,7 метров, тротуаров - 2,5 метров с каждой стороны. Обслуживали мост трое сторожей и слесарь.
Перед въездом на мост стояли изящные литые фонари, по два с каждой стороны. В 1972 году они были перенесены к памятнику Пушкину на Театральную площадь в Твери. Мост освещался 48 керосиновыми лампами. Деревянный настил меняли дважды в год. В 1904 году подъезды к мосту заасфальтировали.
В 1931 году по Староволжскому мосту прошла трамвайная линия, которая просуществовала до 1956 года. Позднее по нему были запущены троллейбусные маршруты.
Мост был построен в соответствии с системой, предложенной немецким инженером Генрихом Гербером (1832-1912). Небольшая балка, которая получила название «балки Гербера», висит между далеко выступающими консольными конструкциями из железных или стальных ферм. Благодаря такому решению мост может покрывать большие расстояния.

На фоне Староволжского моста красиво смотрится памятник А.С.Пушкину, установленный в Городском саду Твери



Однако у Староволжского моста фермы, клепаные из листовой стали, были установлены не на 5 опорах, а только на 4-х. Часть нагрузки была перенесена на отвесы в виде чугунных плит на концах ферм, выведенных в специальные камеры в береговых опорах. Благодаря такому решению удалось увеличить длину консольной фермы в средней части моста и придать ей форму выгнутой дуги. В результате мост получился изящным и воздушным.

В октябре 1941 года советские войска, отступая из Твери, были вынуждены взорвать мост, чтобы затруднить противнику переправу через Волгу. Сразу же после освобождения Калинина от немцев началось его восстановление. К 1947 году мост через Волгу был восстановлен полностью.





В 1982-1985 году Староволжский мост в Твери был капитально реконструирован. Деревянное покрытие заменили на асфальтобетонное, проезжую часть расширили до 9 м. Кроме того, установили новые несущие конструкции пролетных строений, обновили фермы, сделали береговые подземные переходы.
В целом, внешние очертания моста при этом сохранились, но некоторые уникальные инженерные решения были утрачены. Многие тверичи считают, что в результате такой реконструкции мост потерял часть своего очарования.

Вид на мост с набережной Афанасия Никитина.





Вид на мост с набережной Михаила Ярославича.



Источник информации и старые фотографии

история, описание, panasonic lumix dmc-lx100, мосты, фотографии, Тверь, архитектура, Староволжский

Previous post Next post
Up