"Как легендарный маршал Покрышкин конаковцам помог..." (История Конаковского СТК)

Mar 05, 2019 06:25




В марте этого года исполняется ровно пятьдесят пять лет с того момента, как на базе Конаковского отделения ДОСААФ был организован спортивно-технический клуб.

У мотоспорта в Конаковском районе - давние традиции и славная история. И большая часть этой истории связана с существованием Конаковского спортивно-технического клуба. В свое время трасса мотокросса была расположена и в конаковском бору (как бы дико это ни звучало сейчас), и на окраине города в районе бывшей деревни Клоково. Нынешняя трасса начинала строиться еще в 90-е годы, и вот уже полтора десятка лет на ней проводится традиционный осенний мотокросс "Памяти чемпиона СССР, мастера спорта А.Е.Лебедева", в честь нашего земляка, человека, который стоял у истоков этого вида спорта в нашем городе и который прославил Конаково на всю страну.



Старинное каменное здание-замок на берегу Донховки напротив Фаянсового завода знают все конаковцы. Более того, как одну из дореволюционных архитектурных достопримечательностей Конаково, которых остались считанные единицы, этот симпатичный домик известен и многим гостям города. Построили его в 1910 году по проекту инженера Потураева и по заданию «российского короля фарфора» Кузнецова.



Первым руководителем спортивно-технического клуба стал Александр Александрович Балуев (уроженец Дмитрова, сначала жил в Ярославской области, в Конаково приехал после армии) и возглавлял его до 1988 года. В марте 1964 года он получает задание от военкома: подготовить группу водителей для народного хозяйства. Готовить водителей тогда в Конакове было некому, а потребность в шоферах была острой.

Выделили на базе УС ГРЭС помещение-вагончик и поставили задачу: в течение 6-ти месяцев подготовить 120 водителей.

Методическую помощь оказывала Калининская автошкола. Прислали три ГАЗ-63 армейского образца. Вот так все и начиналось.

В марте 1967 года клуб отделили на «самостоятельный баланс» и дали нынешнее здание-замок с формулировкой «бесхозное и не пригодное к эксплуатации». Пришлось самим приводить его в порядок.

В плане подготовки специалистов для народного хозяйства все было хорошо - только водителей в год готовили более полутысячи, а вот со спортом надо было что-то делать.

Вспоминает А.А.Балуев:
"Советское время - времена дефицита. Более-менее беспрепятственно можно было приобрести отечественные мотоциклы, но они нас очень не устраивали. Удалось «достать» чешский «Cezet», на котором начал ездить наш будущий чемпион Виктор Дрягин. Но одного - мало! А тут помог случай. В канун очередных выборов в Верховный Совет в качестве моральной поддержки одного из кандидатов приехал в Конаково агитировать за народного избранника сам маршал авиации и трижды Герой Советского Союза, человек-легенда А.Н.Покрышкин. Он тогда возглавлял всесоюзный ЦК ДОСААФ. Я познакомился с ним на базе отдыха «Энергетик», затащил прославленного аса на уху, которую ребята уже загодя организовали. Природа, Волга, и уха ему настолько понравились, что он пригласил нас в Москву, и сказал: приму без очереди и все, что смогу, для вас сделаю…
Знакомство пригодилось. Через неделю Балуев собрался с духом и поехал в столицу. Зашел прямиком в приемную, доложился. И через полчаса с маршалом они вспоминали недавнюю «уху». Под эти приятные воспоминания и попросил Сан Саныч «чезетов». Маршал тут же снял телефонную трубку и распорядился: дать просителю по разумной цене исправную б/у-шную технику. Короче, привез Балуев в Конаково 11 мотоциклов. Через год он повторил этот заход, и в результате у каждого ведущего спортсмена секции было по два импортных мотоцикла: один для тренировок и один "на выезд".



ČZ-250



ČZ-400

Клубу разрешено было зарабатывать деньги самим. На них и решено было развивать спортивную направленность, которой по сути и должен заниматься спортивно-технический клуб. Приобреталась необходимая техника, Показателен пример секции мотокросса, начинал которую В.Яковлев.

В середине 70-х секцию мотокросса возглавил мастер спорта и чемпион СССР А.Е.Лебедев. Спортсмены добивались результатов на всесоюзном уровне, а на трассе в Клокове однажды даже провели чемпионат России!

В 1981 году председателем Конаковского отделения ДОСААФ стал Н.Савич, кандидат в мастера вводно-моторного спорта. С именем этого человека связан подъем водно-моторной секции. Она была основана 2 ноября 1982 года и уже через год наша команда стала чемпионами области, а еще через год - чемпионами Северо-запада России. В Калининской области такого до нас никогда не случалось.

В 1986 году А.Шилов возглавил секцию водномоторников, а в 1988 году стал мастером спорта СССР.

В перестроечные времена клуб как самостоятельную единицу ликвидировали, само отделение ДОСААФ ввели в состав горсовета. А потом наступили 90-е. Эти годы стали испытанием для страны и угасанием деятельности как спортивно-технического клуба, так и самого ДОСААФ, который был благополучно ликвидирован осенью 1991 года. Вместо него появился правопреемник - РОСТО. Под крышей этой организации более-менее на плаву остались только водномоторники Шилова. Мотокросс был забыт, секция картинга - закрыта.













Нынешний мотокросс другой: техника не стоит на месте, двигатели мотоциклов становятся мощнее, езда - изощреннее, на шлемах у некоторых спортсменов стоят «экшн-камеры», и потом можно посмотреть глазами гонщика на то, как он преодолевал трассу. Но остаются прежними дух соперничества и воля к победе, умение преодолевать трудности и тот самый гоночный драйв, проникнуться которым приходят на трассу мотокросса тысячи зрителей. Ведь эти соревнования давно уже стали одним из самых многочисленных массовых мероприятий, конаковцы любят мотокросс и приходят смотреть его целыми семьями. Для нас он давно уже стал праздником и крутым зрелищем.

image Click to view





В 1999 году А.Б.Шилов возглавил горсовет РОСТО. 1 апреля 2002 года горсовет РОСТО и СТК РОСТО стали двумя самостоятельными организациями. С этого момента начался подъем.

Регулярно показывают отличные результаты спортсмены-водномоторники.

Сегодня Конаковский СТК - это 30 преподавателей и сотрудников, из них 12 инструкторов вождения. Здесь более 20 единиц автотехники, около 20 единиц водномоторной техники, плюс мотоциклы. За все время существования клуба было подготовлено более 25 тысяч водителей, несколько сотен спортсменов.







По-прежнему готовят здесь и судоводителей, водителей квадроциклов и снегоходов, пользователей ПК, занимаются переподготовкой бухгалтеров на программу «1С», готовят специалистов по программе Центра занятости. Здесь повышают квалификацию водителям различных предприятий, вместе с областной организацией РОСТО с 2011 года ведут их подготовку для вооруженных сил.

Уровень обучения самый высокий в районе. Спортивно-технический клуб за все годы существования доказал свою полезность и нужность, дал понять, что сможет существовать практически без поддержки государства, даже формальной.

image Click to view



(По материалам Конаковской прессы)

фотографии, спорт, история, юбилей, видео, СТК РОСТО, Конаково

Previous post Next post
Up