Лео фон Кленце

Feb 21, 2017 00:30


Лео фон Кленце (нем. Leo von Klenze, 29 февраля 1784, Шладен - 27 января 1864, Мюнхен) - немецкий архитектор, художник и писатель. Считается выдающимся представителем классицизма, основатель стиля неогрек.



Лео фон Кленце родился 29 февраля 1784 года в Шладене в семье состоятельного чиновника. После окончания колледжа в 1800 году юноша начал изучать право в Берлинском университете. Однако вскоре Кленце увлёкся архитектурой и своё обучение продолжил в Берлинской строительной академии под руководством Давида Гилли. После её окончания в 1803 году молодой человек отправился в Париж, где обучался в Политехнической школе у Ш. Персье и Ф. Фонтена. Помимо изучения архитектуры Лео также брал уроки декоративной живописи.

Из Парижа Кленце отправился в своё первое путешествие по Италии, где он ознакомился с прекрасными античными произведениями стиля Ренессанс. Вернувшись в Германию в 1808 году, Лео получил место «королевского архитектора» при дворе младшего брата Наполеона в Касселе. По заказу Жерома Наполеона Кленце за девять месяцев возвёл свою первую самостоятельную постройку - дворцовый театр при замке Вильгельмсхоэ.

В Касселе в 1813 году Лео фон Кленце женился на Фелиситас Блангини из Турина, от брака с которой у него было четверо детей.

Мюнхенский период

После завершения наполеоновского господства Кленце потерял своего работодателя и вынужден был переехать вместе с семьёй в Париж. Здесь архитектор встретил наследного принца Людвига, по приглашению которого поступил на службу баварского двора. Людвиг I, собравший к тому времени множество античных произведений искусства, хотел построить для своей коллекции некий «храм искусства». Кленце принял участие в конкурсе на постройку в Мюнхене Глиптотеки и выиграл его, в результате чего получил должность архитектора при дворе короля и вместе с этим широкие возможности по превращению Мюнхена в «немецкие Афины».

Всё ещё надеясь на карьеру в Париже, фон Кленце принялся за работу без особого энтузиазма. Поначалу он был разочарован Мюнхеном: небольшой городок с населением около 40 тысяч жителей, который, к тому же, был не в восторге от новых перспектив своего развития. Но с течением времени зодчему удалось своими творениями превратить Мюнхен в резиденцию европейского уровня по образцу Рима и Парижа.

Глиптотека



Глиптотека на Кёнигсплатц, величественное строение в греческом стиле, одно из самых крупных хранилищ античных скульптур, была первым сооружением, возведённым Лео фон Кленце в 1816-1830 гг. Постройка с четырьмя флигелями лежит позади изящной, украшающей фасад здания аркады с колоннами в ионическом стиле. Внутри расположена широко известная коллекция древнегреческих и древнеримских скульптур.

Пинакотека



Первая Пинакотека, сегодня именуемая Старой, была построена архитектором Кленце в 1836 году и стала примером для художественных музеев Рима и Брюсселя. Своей формой здание походило на венецианский дворец, а внутри хранились богатства рода Виттельсбахов - уникальные шедевры немецких и фламандских художников, работы живописцев французской, итальянской, испанской и нидерландской школ. Сразу же после своего открытия Пинакотека снискала славу самой выдающейся картинной галереи Германии. Такой же статус сохраняется за ней и сегодня.

По проекту зодчего в городе Мюнхене выстроены также многие замечательные здания, которые украсили городские ландшафты. Талант фон Кленце был многогранен. Он строил всё. В числе его творений: королевская резиденция, Пропилеи на Кёнигсплатц, Национальный театр, галерея освобождения от Наполеона (Бефрайунгсхалле) в Кельхайме, галерея славы - Пантеон немецкого народа (Вальхалла) под Регенсбургом, церковь Всех Святых, надгробие немецкому поэту М. Бееру в Талькирхене, дворцы графа Арко и многое, многое другое. Большинство зданий исполнено в древнегреческом стиле.

Новый Эрмитаж



Будучи очень знаменитым, Лео фон Кленце часто выполнял заказы зарубежных правителей. Так, российский император Николай I, гостивший в 1838 году в Мюнхене и восхищённый работами талантливого архитектора, пригласил его в Санкт-Петербург для возведения Нового Эрмитажа. Государь задумал создать новый музей не только потому, что екатерининский Эрмитаж уже не вмещал всю коллекцию произведений искусства. Николай Павлович вознамерился также сделать его открытым для публики.

Кленце разработал для российского императора проект «устройства музеума» для размещения в нём собрания античных памятников, живописи и скульптуры, монет и медалей, рисунков и гравюр, резных камней. Работы по возведению Эрмитажа начались в 1842 году. Немецкий зодчий семь раз посещал северную столицу России. Грандиозное строительство было завершено к февралю 1852 года, и Новый Эрмитаж, построенный по проекту фон Кленце, распахнул свои двери для посетителей. В облике сооружения объединены различные стилистические решения: ренессанса, античности и барокко, несущие акцент классицизма. Все фасады здания имеют индивидуальное оформление.

За свои выдающиеся заслуги архитектор Лео фон Кленце был награждён орденом Святой Анны с бриллиантами и орденом Святого Станислава. В 1862 году ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Мюнхена». Такой чести до Кленце было удостоено всего лишь три человека.

Лео фон Кленце умер 27 января 1864 года. Могила выдающегося архитектора находится в Мюнхене на Старом южном кладбище.
Источники 1 и 2.

Красуйся, град Петров 2 сезон 6 серия Зодчий Лео фон Кленце (0:25:44)

image Click to view



Главная / Фейсбук / Твиттер / ВКонтакте / Google+ / Tumblr / Одноклассники

ЖЗЛ, литература, архитектура, Лео фон Кленце, искусство

Previous post Next post
Up