Oct 06, 2015 01:17
При капитализме нет ничего более реакционного и агрессивного по отношению к всему новому, чем судебная система. Она серьезно сдерживает развитие и распространение действительно важных и полезных технологий во всех областях, включая даже такие сферы, как спорт и развлечения. (Достаточно вспомнить крупный судебный процесс по поводу формы мяча для гольфа).
Одной из сфер драконовского законодательства является авторское право. Охраняемое законом, оно позволяет десятилетиями извлекать пассивный доход собственникам, приводит серьезному завышению стоимости товаров для покупателей и сдерживает доступ к ним предствителей менее состоятельных слоев населения.
Если кто-то думает, что выгоду извлекают ученые и изобретатели, то в большинстве случаев это не так. Собственниками авторских прав обычно являются компании, когда-то предоставившие ученым и изобретателям площадки, на которых они могли вести свои исследования и делать разработки. Правила в этом деле жесткие. Хочешь получить доступ к необходимому оборудованию и материалам, перепиши права на авторство тем, кто тебе предоставляет это оборудование и материалы. Так что ученые в стороне. А потом эти авторские права еще и перепродаются, так что вообще оказываются в посторонних руках, не имеющих к науке и изобретательству никакого отношения.
В результате рынок новых технологий в значительной степени стал спкулятивным и нелепые цены на ряд новых лекарств обусловлены именно этой спекулятивной составляющей.
Но есть и другие области науки и техники, развитие и распространение которых сдерживает капиталистическая судебная система.
Например, индийская фирма "ТАТА" выпустила автомобиль, ставший культовым в момент схода с конфеера первого экземляра. Это "ТАТА-НАНО". Машинка отличается фантастически низкой ценой. Всего 2500 долларов. При чем, такая низкая цена обусловлена не столько дешевизной рабсилы в Индии, сколько целым рядом инноваций, примененных в этой машине, которые позволили снизить цену в несколько раз по сравнению с ближайшим конкурентом.
Но кто видел эту машину в Европе и в Америке? Никто! Никто, потому что законодательство богатых стран не допускает импорта и эксплуатации автомобилей, не оснащенных системами безопасности, сертифицированными в этих странах, а сертифицировать там согласны только такие, которые защищены патентами и которые поэтому невозможно устанавливать на автомобили, не "отстегнув" круглых сумм владельцам патентов. А если это делать, то даже самая дешевая машина станет дорогой. Вот и нет ее нигде.
Капитализм,
проекты,
Мысли вслух.,
собственность,
изобретения,
капитализм,
государство