ПОЧЕМУ ВЫМЕРЛИ НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ.

Jun 17, 2014 02:51


Проблема вымирания биологических видов не имеет однозначного объяснения. Очень часто успешный и процветающий вид на вершине пищевой цепочки, вдруг без всякой видимой причины начинает сокращать численность и, в конце концов, вымирает.

Правда бывают и исключения, когда сократившись почти до критической численности, вид, тем не менее, выживает и находит в себе силы снова стать успешным и многочисленным. К такому биологическому виду относимся и мы с вами. 70 тысяч лет назад после мегаизвержения вулкана Монитоба люди почти вымерли и оставалось всего несколько тысяч особей, которые пройдя через игльное ушко эволюции, выжили и стали родоначальниками всего человеческого рода существующего сейчас.

Но почему же вымерли неандертальцы, близкородственный вид разумных гоминидов, сотнями тысяч лет существовавший параллельно с нашим видом и даже более успешно, чем наш вид, прошедший через катаклизмы, вызванные извержением, едва не погубившем наш биологический вид?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, но с высокой степенью вероятности дело обстояло так:

Неандертальцы отделились от наших общих предков более трехсот тысяч лет назад, став северной ветвью разумных гоминидов, которая оказалась изолированной от остальных своих сородичей и там претерпела изменения, сделавшие их отдельным видом.

Предположительно группа эректусов (наших общих с неандертальцами предков), в период очередного потепления климата зашла далеко на север, а потом, в период похолодания путь на юг оказался для нее перекрытым, например, горной цепью, которую они легко преодолели по пути на север, когда было тепло, но которую не смогли преодолеть по пути на юг, когда стало холодно, и горы покрылись непроходимыми ледниками.

Пришлось учиться выживать в той местности, в которой они остались и это привело к массовой гибели большей части особей и к быстрому изменению тех, кто выжил. Однако теперь выжившие стали значительно более приспособлены к холодному климату и он стал для них на столько привычным и подходящим для жизни, что когда спустя многие тысячелетия путь на юг снова открылся, он им уже не понадобился. Они остались на севере добровольно.

Почему? Потому, что они не только приспособились к холодному климату, но и оказались единственными гуманоидами способными выживать в таких услвоиях. На Севере у них не было конкурентов и они ни с кем не должны были делить вершину пищевой цепочки.

В результате по мере каждой очередной перемены климата неандертальцы шли вслед за холодом, а люди нашего вида шли вслед за теплом и поэтому ареалы их обитания не пересекались. Когда ученые находят следы пребывания в одних и тех же пещерах, и людей, и неандертальцев, то надо понимать, что жили в этих пещерах они не одновременно. Люди жили в них в периоды, когда в месте расположения пещеры было достаточно тепло и уходили на Юг, когда климат становился более холодным. На их место с севера приходили неандертальцы и занимали пещеру вплоть до следующего потепления, когда они снова уходили на Север, а их место занимали люди, которые приходили с Юга.

Так вместе с переменами климата менялось и разумное население местности.

Дорога Север - Юг была только одна. Она проходила по перешейку между Красным и Средиземным морем. Поэтому именно эти места так богаты находками стоянок древних людей и неандертальцев.

С Юга к этому перешейку вела долина реки Нил, вдоль которой и двигались древние люди, а на Севере, где рек и воды было значительно больше, пути миграций разделялись и вели во множестве направлений в Европу и в Азию.

Для жизни человека очень важно наличие воды. Пить нужно каждый день и много. Человек не только является самым разумным из всех живых существ, но обладает еще одной особенностью. Человек интенсивно потеет. По количеству потовых желез мы являемся мировыми рекордсменами и отсутствие волосяного покрова на большей части нашего тела объясняется именно тем, что в ходе эволюции волосяные фаликулы уступили место потовым железам.

Зачем это нужно? Для охлаждения тела в полуденный зной и во время длительного бега. Мы являемся дневными хищниками и по уровню выносливости при длительном беге по жаре у человека найдется не много соперников.

Еще одной нашей особенностью является то, что на охоте мы научились пользоваться метательными орудиями. Эволюция шла так: Сначала наши пращуры научились передвигаться на двух задних конечностях и, освободив передние от функции участия в ходьбе, сразу-же начали использовать их для применения предметов, зажатых в передней лапе, обычно камней и палок. Удар камнем, или палкой был значительно сильнее, чем удар просто лапой и поэтому, значительно уступая по силе удара передней лапой многим другим хищникам, мы смогли их опередить по этому параметру, вооружившись тяжелым, острым и удлинняющим лапу предметом.

Спустя еще несколько сотен тысяч лет мы научились не только наносить удары предметами, но и прицельно метать их, поражая цель на расстоянии. Это в свою очередь потребовало от нас совершить рывок в совершенствовании моторики движений и точности глазомера. Мы научились не просто метать предметы, но метать их точно попадая в цель.

Весь этот путь мы прошли в рамках общего с неандертальцами вида "гомо эректус", однако после разделения на две ветви эволюция каждой из них пошла по своему пути. На Севере холодно, поэтому мясо сохраняется долго, а на морозе вообще может храниться всю зиму. Это создает мотивацию охотиться на как можно более крупных животных потому, что позволяет за одну охоту получить количество мяса, которого группе гоминидов хватит на несколько недель, а то и на несколько месяцев и оно не испортится, если впереди зима. Отсюда и стремление неандертальцев пользоваться орудиями, предназначенными для охоты на крупную добычу, вплоть до мамонтов. Это тяжелые копья с большими наконечниками, мощные дубины и тяжелые каменные топоры. Плюсом таких орудий было то, что для их изготовления не требовалось особой тщательности. Их можно было делать грубо. Минусом было то, что их трудно было метать на большие расстояния, да и цели были крупными, поэтому у неандертальцев перестала развиваться тонкая моторика. Они стали на много сильнее своих пращуров и, параллельно существовавших людей, но начали значительно уступать людям по части моторики и способности точно попадать в далеко находящуюся цель.

Изменениям подверглась и кожа неандертальцев.  В условиях холода интенсивное потоотделение стало не нужным, зато каждый лишний волосок на теле приобретал полезное значение. Это давало преимущество более волосатым особями и постпенно волосатые стали доминировать. Им было теплее, они выживали и оставляли похожее на себя потомство. Неандертальцы вернули густой волосяной покров на большую часть своего тела. Он не был таким густым, как у других обитателей Севера, но значительно более мощным, чем у людей. Это еще больше разделило подходящие ареалы обитания для нас и для них. С такой шубой стало уж совсем нечего делать в жаркой саванне, в которой процветали наши предки.

А в это время люди продолжали совершенствоваться. Улучшающаяся моторика и глазомер привели к тому, что для метания одних предметов люди стали использовать другие предметы, предназначенные для увеличения дальности броска. Появились копьеметалки. Метательным орудиям людей уже важна была не столько мощность, сколько дальность, на которую их можно было метнуть. Поэтому метательные орудия становились все легче, копья превратились в легкие дротики с тонким каменным наконечником и оперением, которое стабилизировало дротик в полете. Копьеметалка позволяла забросить этот дротик на сотню метров,  а развитая моторика и глазомер человека делали попадание вероятным даже на таком расстоянии. Это делало охоту более эффективной, так как теперь уже не нужно было подкрадываться к жертве слишком близко и менее опасной потому, что существенно снижалась вероятность получения травм, которые могла нанести жертва охотнику.

Легкие орудия не убивали жертву сразу, но наконечники копий застревали в шкуре и раненное животное уже не могло поспевать за стадом. Люди начинали преследовать ее и быстро загоняли, постепенно добивая копьями, брошенными издали. Легкость и тонкость копий позволяла держать в одной руке по три и более единиц, а также бежать за жертвой, в подходящий момент метая в нее следующее копье.

Для неандертальцев такой способ охоты был уже не доступен, поэтому даже во время редких встреч с неандертальцами и возможных схваток за добычу, люди, хотя и были значительно слабее неандертальцев в ближнем бою, могли в него не вступать, поражая неандертальцев на большом расстоянии и убегая, если те пытались приблизиться.

Именно это и предопрелелило поражение неандертальцев в столкновении с человеком.

Но как могли эти столкновения привести к вымиранию неандертальцев, если люди и неандертальцы обитали в разных климатических поясах?

Человек совершенствовался и с какогото момента холодный климат перестал быть непреодолимым препятствием для успешного выживания на местности. Но происходило это уже не за счет генетических изменений, а за счет навыков и технологий, которые позволяли человеку выживать в суровых условиях не меняясь генетически.

Ключевыми технологиями тут были - умение разводить огонь, а из шкур животных сторить примитивные жилища, наподобие чума, вигвама, или яранги, а также одежду в виде накидок и набедренных повязок. Кроме того людей стало много и они начали легко захватывать ареалы обитания неандертальцев, загоняя их все дальше на север, где даже неандертальцам выжить уже не удавалось.

Но даже это могло привести лишь к сокращению численности неандертальцев, но не к вымиранию.

Контакты  с людьми таили для неандертальцев другую еще большую опасность. Она состояла в болезнях, к которым у людей был иммунитет, а у неандертальцев не было. Как известно, в местностях с жарким климатом распространены опасные инфекции, единственным оружием против которых является иммунитет. Неандертальцы жили на Севере маленькими изолированными группами, которые так редко общались, что эпидемии не могли распространиться и инфекционная болезнь, поражавшая одну групппу, уничтожала ее значительно раньше, чем могла передаться к другой группе.

Люди общались между собой на много интенсивнее и поэтому прошли через череду эпидемий, которые со временем перестали угрожать полным вымиранием потому, что у людей появился иммунитет к наиболее распространенным болезням. Столкнувшись с неандертальцами, они передавали им болезни и неандертальцы вымирали группа за группой. То есть начал работать эффект наложения негативных факторов друг на друга. Неандертальцы заражались и умирали, они теряли пригодные для обитания ареалы и умирали, они на прямую физически истреблялись людьми.

Все это вместе привело к тому, что численность неандертальцев катастрофически сократилась и оставались только маленькие группы на границах ареала, на котором ранее они безраздельно господствовали. Потом исчезли и эти группы.

первобытный коммунизм, теория, стиль жизни

Previous post Next post
Up