Nov 07, 2013 13:10
В истории есть моменты, которые можно условно назвать моментами равновесия, когда любая пушинка может изменить ее ход в зависимости от того, на какую чашу весов она упадет.
Но правильный вывод состоит в том, что пушинка может изменить частности истории, но не напрвление, в котором она движется. Пушинка может отсрочить, или, наоборот, ускорить фундаментальные перемены в обществе, сделать их более, или менее травматичными, но повернуть колесо истории вспять она не может.
Допустим Ленин был бы затрелен на Финляндском вокзале... Тогда возможно во главе революции встал бы Троцкий, или Антонов-Овсеенко, или Свердлов.
В общем, было кому. Революцию делала команда, а не один Ленин. Если бы Лени не был ранен эсэровкой Каплан и вследствие отдаленных осложнений ранения, приведших к нарушению кровообращения сначала в одной из сонных артерий, а затем и мозгового кровообращения, в результате которого у него начались инсульты, то он вполне мог поуправлять страной еще лет десять. И это возможно на много существеннее изменило бы ход истории, чем если бы он был убит на Финляндском вокзале...
Важно то, что Ленин был автором и гением новой формы управления. Он управлял системными решениями. То есть решениями приводившими в движение в нужном направлении гигантские силы без того, чтобы каждому отдавать конкретные поручения.
Это умел делать только он.
А вот Троцкий на его месте врядли упрвлял бы существенно иначе, чем в реальности управлял Сталин. Да и любой другой из возможных преемников и близко не обладал способностью к системным методам управления. Поэтому любой другой мало чем отличался бы от Сталина. А вот проживи Ленин еще лет десять.... колесо истории могло закрутиться в разы быстрее, чем это имело место в реальности.
история,
научный коммунизм,
теория