http://za-kaddafi.org/node/34249В ходе многочисленных дискуссий вокруг строительства коммунизма на основе автоматизации, стала постепенно обозначаться весьма интересная тенденция. Несмотря на то, что эту идею атакуют со многих позиций: с левачества, с либерализма, с догматизма, с технооптимизма, с технопессимизма, и даже с ура-патриотизма, и выдвигаются разные контраргументы, тем не менее у всех этих критиков явно есть общая платформа, которая их объединяет в неприятии автоматизации, как таковой. Сами они вряд ли осознают эту свою общность, но со стороны это хорошо различимо. Их объединяет истовая вера в чудо. Да, вера в чудо, в нечто такое, что в самом ближайшем будущем единым махом разрешит все проблемы, и их личные, и общественные, и даже мирового устройства. Каким именно должно быть это чудо, верующие в него, конечно сильно разойдутся во мнениях, однако же это не колеблет их веры и не мешает выступать, по сути дела, единым фронтом.
Немного о типологии встреченных вариантов чуда, на которое рассчитывают те или иные оппоненты, с которыми приходилось спорить:
леваческое - у народа вот-вот лопнет терпение, он поднимет революцию и сметёт "эту власть", после чего на другой же день настанет светлое социалистическое будущее, почти как в брежневские времена,
лево-ностальгическое - надо провозгласить восстановление СССР, и все бывшие советские народы тут же сбегутся в союз обратно,
лево-догматическое - надо обучить рабочих правильному цитированию классиков марксизма, и эти "грамотные рабочие" тут же создадут революционную партию и устроят революцию,
лево-митинговое - если устраивать "акции протеста" и "акции солидарности", то народ проснётся и свергнет "эту власть",
лево-объединительное - нужно всем левакам объединиться в одну партию, она сразу же от этого станет революционной силой, свергнет "эту власть" и построит социализм,
либеральное - надо защищать частную собственность, свободу предпринимательства, снижать налоги и вмешательство государства, и бизнес создаст процветание как в самых богатых странах,
либерально-юридическое - нужно принять правильные законы, после чего все вопросы и проблемы немедленно решатся,
либерально-финансовое - если привлечь в страну иностранные инвестиции, то они создадут процветающее и богатое общество; если есть много денег, то они способны прямо превратиться в работающие заводы и фабрики,
либерально-электоральное - надо победить "эту власть" на выборах, народ проснётся и тогда "ненавистный режим" падёт,
либерально-правоохранительное - надо разрешить народу боевые пистолеты, и тогда преступность исчезнет сама собой, ну или сильно сократится,
государственническое - надо, чтобы верхи проявили политическую волю, и тогда все вопросы будут разрешены если не за день, то по крайней мере за неделю,
имперское - надо расправиться с сепаратистами, ликвидировать национальные республики, и тогда страна станет единым монолитом, самой могучей и процветающей страной в мире,
националистическое - надо отделить неполиткорректные республики, выселить мигрантов, и тогда в стране настанет тишь и благодать, к тому же расово чистая,
сепаратистское - надо отделиться от "этой страны", и сразу же после этого наступит эпоха процветания и благосостояния,
технооптимистическое - вот-вот будут разработаны технологии, которые совершат переворот во всём мире, во всём хозяйстве, и разрешат все мыслимые проблемы,
технопессимистическое - ничего не поможет, ничего сделать нельзя, будет катастрофа (или БП), своего рода "античудо", после чего будет дивный мир "выживальщиков".
Как видим, пунктов набралось немало. Список можно расширить за счёт различных гибридных вариантов, среди которых встречаются очень своеобразные смеси, ставящие политологов в тупик. Как можно смешивать вместе, скажем, имперское и лево-ностальгическое чудо? Идеи, казалось бы, совершенно несовместимые. Однако, дело тут не в идеях, как таковых, а в ожидании чуда, и на этой общей платформе возможны многие любопытные феномены, вроде смешения восстановления СССР и империи, или вроде совместных маршей леваков и либералов.
На мой взгляд, можно говорить о том, что в России существует общее и довольно массовое движение "ожидания чуда", которое, впрочем, довольно сильно размыто, неоформленно и аморфно, и в котором достаточно условно можно выделить различные "фланги" и "отростки", окрашенные в те или иные цвета, в зависимости от принятого там варианта ожидаемого чуда. Это движение формируется именно вокруг чуда, тогда как всё остальное - это несущественные различия, которыми на практике часто пренебрегают. Вот все дискуссии по поводу автоматизации ведутся практически исключительно с представителями этого движения, той или иной окраски.
Конечно, можно долго гоняться за каждой фракцией этого движения в отдельности, можно доказывать несостоятельность высказываемых ими возражений, пытаться убеждать и так далее, однако, практический опыт дискуссий показал, что обычными аргументами "ждущие чуда" не переубеждаются. Потому что "ожидание чуда" - это единственная политическая идея, которая не предполагает от её адепта каких-либо регулярных и целенаправленных усилий. Зачем, когда чудо и так всё сделает? В ожидании его можно или ничего не делать, посвящая время личным делам и изредка пописывая в Интернете (благо Интернет избавил от необходимости крутить ручку печатного станка), или тусить в компании себе подобных, обсуждая всё на свете. "Ожидание чуда", даже на фоне полной практической бесплодности, тем не менее даёт адепту возможность представить себя продвинутым, сознательным и даже политически активным, не прикладывая к этому никаких регулярных усилий. Достаточно самой обычной болтовни. Для очень многих людей это чрезвычайно удобно и комфортно, и отказаться от этого они не могут. Понятно, что любая политическая идея, представляющая хоть небольшую угрозу для этого удобного и комфортного мира "ожидания чуда", ими воспринимается в штыки.
Что тогда делать дальше? Абстрактный гуманизм подсказывает, что нужно попытаться разрушить эти чары, опровергнуть веру в чудо и вызволить людей из плена "ожидания чуда". Однако, практика говорит другое: такие люди непереубеждаемые, по крайней мере, словами. Нужно оставить эти попытки, обратив внимание на тех, кто принимает тусовки "ждущих чуда" за политические организации и примыкает к ним в надежде на полезную деятельность и какие-то сдвиги.
Чем работы Института Коммунизма отличаются от всех перечисленных выше вариантов "ожидания чуда"? Во-первых тем, что автоматизация производства - это вовсе не чудо, а продукт ежедневной, спланированной и скоординированной работы достаточного количества людей. Эта работа уже началась и достигла определённых успехов, несмотря на то, что ей занималась совсем небольшая группа товарищей. Мы не сидим и не ждём чуда, а делаем каждый день то одно, то другое, что в наших силах, и продвигаемся вперёд. Если к нам присоединится больше сторонников, то всё дело побежит быстрее. В конечном счёте мы всё равно своего добьёмся. Во-вторых, если что-то будет не получатся, то мы будем пробовать разные варианты, пока не придумаем или не подберём способы решения возникшей проблемы. Для этого нам нужен самый широкий кругозор, широкое самообразование, и у нас требования к товарищам совсем другие, чем в тусовках "ждущих чуда", нам нужны в первую очередь те, кто способен постоянно заниматься самообразованием, изучать новые науки и области знания. В-третьих, работы у нас более чем достаточно, её буквально непочатый край, и у каждого будет возможность выдвинуться, проложить свое направление, в общем, сделать свой личный вклад. Для амбициозных людей в тусовках "ждущих чуда" ничего подобного нет.