Еще раз про изобилие.

Jul 12, 2013 13:47



В интернете развернулись дискуссии по поводу того, нужно ли изобилие для коммунизма. Многие авторы считают, что не нужно, а часть из тех, кто считает, что нужно, не верят, что оно достижимо, или не всегда ясно понимают, что это такое - изобилие и, поэтому, не могут объяснить, как оно достигается.
Получается, что вопрос заслуживает того, чтобы остановиться на нем отдельно.

1. Изобилие является обязательным условием обеспечения поребностей людей при коммунизме.
2. Изобилие - это способ удовлетворения потребностей людей, основаный на понимании того, что потребности являются величиной постоянной и зависят только от биологических параметров людей вида "Гомо сапиенс".
3. Изобилие достижимо потому, что производительные силы постоянно растут, а потребности человека являются величиной постоянной.

Обязательность первого пункта объясняется тем, что при коммунизме действует принцип "От каждого по способности, каждому по потребности!" Это значит, что при коммунизме нет связи между возможностями удовлетворять свои потребности и способностью участвовать в производстве, необходимом для удовлетворения потребностей. Способный и не способный имеют одинаковый доступ к удовлетворению потребностей.
Справедливо ли это? Да, справедливо потому, что именно такой является связь между способностями и потребностями у биологического вида "Гомо сапиенс".
Такая странная, на первый взгляд, связь имеет место потому, что человек с самого начала возникновения, как биологический вид, был вершиной пищевой цепочки, благодаря умению пользоваться палкой, камнем и другими предметами, как просто подобранными, таки и специально приспособленными для различных способов добывания пищи в широком диапазоне, от нанесения ударов и копания земли, до точного метания в цель, и, наконец, благодаря способности пользоваться огнем, как непосредственно для охоты, так и для улучшения потребительских качеств пищи, удлиннения сроков ее хранения, либо превращения в пищу таких биологических объектов, которые вообще не могли бы употребляться в пищу без термообработки.

1. Всеядность,
2. Одинаковая способность потреблять пищу, как растительного, так и животного происхождения.
3. Способность доставать пищу во всем диапазоне высот, как с верхушек деревьев, так и выкапывать ее из земли, как добывать ее из воды, так и сбивать ее в воздухе.

Такая высокая и универсальная способность добывать пищу сделала ее чрезвычайно доступной для человека, который мог легко добывать ее в количествах несравнимо больших, чем его потребности в еде. А это обстоятельство, в свою очередь, сделало второстепенной борьбу за пищу в стратегии борьбы за выживание. Пища не была ключевым фактором, ни для межвидовой борьбы человека, ни для внутривидовой.
Главным фактором для способности оставить потомство была привлекательность для особей противоположного пола и способность строить отношения в социуме потому, что человек изначально являлся видом высокосоциальным. Люди никогда не боролись за выживание в одиночку, а только группами, поэтому характер и уровень взаимодействия в группе был решающим, а стало быть отношения в группе были важнее споров за пищу и требовали того, чтобы более успешные особи помогали аутстайдерам, в которых они нуждались в критических ситуациях, когда важна была численость группы.
Таким образом, для человека является естественной ситуация, когда он ест, сколько хочет и количество пищи никак не связано с степенью участия в ее добывании. Поэтому принцип "От каждого по способности, каждому по потребности!" является не изобретением Маркса и Энгельса, а естественным фактором характерным для социальной организации людей.
Тем не менее, начиная с периода около 10 тыс. лет назад люди утратили возможность жить в условиях изобилия пищи.
Ввиду постоянного роста численности наступил момент, когда наиболее продуктивные ареалы обитания оказались в основном занятыми и этот период совпал с ухудшением климата, который еще больше сузил количество ареалов пригодных для жизни в условиях изобилия легко добываемой еды. Поэтому люди оказались в совершенно новой для них ситуации когда появилась необходимость распределять пищу, которой перестало хватать.
Именно это послужило причиной начала неолитической революции, в результате которой люди от добывания пищи перешли к ее производству посредством труда. Тогда-же началось распределение труда и продуктов труда, разделение труда, появление социальных классов, выделение знати, появление рабства и способов принуждения к труду.
Однако все это было только реакцией на нехватку легко добываемой пищи. Когда же, благодаря достижениям науки и технологий, удастся вновь создать ситуацию изобилия еды и основных предметов потребления, то исчезнет необходимость в интенсивном труде, а значит и в принуждении к труду, разделении труда и социальных классах.

изобилие, научный коммунизм, потребности, Коммунизм, теория

Previous post Next post
Up