Рыночная экономика. Как формируется спрос.

May 10, 2013 08:16

Если бы экономика удовлетворяла только подлинные потребности людей, то в мире давно было бы достигнуто изобилие товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности и рынку некуда было бы развиваться.
Кризисы перепроизводства из циклических стали бы перманентными и государствам пришлось бы устанавливать квоты для производителей, а следовательно полностью устранить конкуренцию между ними.
Этот тупик рыночной экономики был преодолен посредством искусственного формирования новых рынков. Эти рынки уже не удовлетворяют подлинные потребности, а обслуживают искусственно привитые привычки, от которых трудно отказаться.
Классическим примером формирования новых привычек, которые стали обслуживаться новыми рынками, является формирование пристрастия к курению табака.
До эпохи великих географических открытий, европейцы не знали табака и не имели привычки к курению, поэтому когда табак был завезен в Европу, спроса на него не было и быть не могло.
Чтобы он появился, европейцев нужно было научить курить и стимулировать курение вплоть до появления устойчивой привычки. Только после этого европейцы начали проявлять готовность платить за табак деньги.
Примерно таким же способом в наше время формируется рынок наркотиков. Сначала на них подсаживают, предлагая попробовать бесплатно, а когда появляется зависимость начинают продавать за деньги.
Более мягкой формой подсаживания и формирования зависимости являются телевизионные сериалы. Сериалы построены на том, что длительный просмотр создает устойчивую привычку. Многие люди начинают воспринимать актеров - героев сериалов, как часть своей жизни и прекращение доступа к просмотру воспринимается ими почти, как уход из дома членов семьи. Поэтому, когда бесплатный просмотр становится платным, они проявляют готовность платить, хотя в самом начале не дали бы и цента. Доходы от производства сериалов такой страны как Мексика превышают ее доходы от продажи нефти.
Еще одним сектором экономики построенной на формировании искусственного спроса, являетя торговля автомобилями среднего и премиум класса.
На самом деле транспортную проблему ничуть не хуже выполняют и автомобили микрокласса, которые в реальных условиях дороги движутся с той же скоростью и обеспечивают тот же уровень комфорта при поездке, хотя стоимость их покупки и эксплуатации в полтора - два раза дешевле.
Однако придание автомобилю функции обозначения статуса, привело к тому, что люди готовы платить лишние деньги, часто очень тяжело достающиеся и оторванные от более значимых нужд.
Такое направление развития экономики привело к тому, что продолжительность труда, которая в первой половине двадцатого века постепенно уменьшалась, во второй половине начала увеличиваться. В конце двадцатого века американцы работали больше часов, чем в первой половине столетия.
Почему? Потому, что рынок, осноаванный на формировании искусственного спроса, заставил их работать больше, чтобы удовлетворять вновьсозданные искусственные потребности.

экономические системы, социальная психология, теория, труд и уничтожение труда, стиль жизни

Previous post Next post
Up