Dec 01, 2010 16:07
Хотелось бы четко заявить, что никакого уравнивания потребления, которое предполагает регламентацию и ограничения потребления, коммунизм не предусматривает.
Коммунизм предусматривает изобилие и неограниченый доступ членов коммунистического общества к потреблению.
Потребление часто путают с присвоением. Присвоение не имеет границ, поэтому не может быть обеспечено никаким изобилием, а потребление ограничено константами организма, поэтому при некотором легко вычислаемом количестве производимого обществом продукта в пересчете на каждого члена общества, весь производимый продукт уже не может быть потреблен. Это и есть тот уровень производства продукта, после которого наступает изобилие этого продукта и дальнейший рост произвосдства теряет смысл.
Простой пример: Допустим человек в среднем может съесть за один день килограмм зерновых продуктов, (Риса, гречки, овсянки и т. п.) Кто-то чуть больше, кто-то чуть меньше, но в среднем, допустим, килограмм. Это значит, что, если в распоряжение общества состоящего, например, из миллиарда человек, предоставляется более миллиарда килограмм зерновых продуктов продовльственного качества в день, то весь этот продукт не будет потреблен ни при каких обстоятельствах (повторяю, потреблен, а не присвоен, или использован не по назначению). Это и есть изобилие зерновых продуктов.
Похожим образом определяется и обеспечивается изобилие белковых и других видов продуктов.
Пищевые пристрастия людей довольно консервативны, а внезапные изменения привычек маловероятны, поэтому ассортимет продовльственных продуктов легко предвидеть и легко планировать.
Есть также надежные системные способы избежать попыток присвоения, или нецелевого использования продуктов, лучшим из которых является переход на общественное питание, которое одновременно избавляет людей от рутины домашней готовки и необходимости иметь в своем распоряжений домашнюю кухню со всем набором кухонной утвари.
Что же касается мотивации к труду, то тут действительно есть проблема, которая давно известна и используется критиками теории построения бесклассового общества в качестве главного аргумента в пользу невозможности создания экономики, построенной на изобилии.
Эта проблема состоит в отстутствии материальной мотивации к труду в обществе, где и так все доступно, при чем всем в равной мере всем.
Критики утверждают, что в таком обществе население массово перестанет трудиться и экономика рухнет под грузом экономических проблем.
Сознательность и естественную потребность в труде, аргументы, которые выдивигаются сторонниками коммунистической теории, увы достаточно слабы потому, что, ни того, ни другого недостаточно, чтобы обеспечить стабильное производство и прогресс на современном уровне производительных сил.
Тем не менее, рост производительных сил в эпоху НТР носит настолько взрывной характер, что уже в вполне обозримом будущем он может достигнуть уровня необходимого для того, чтобы даже такой слабой мотивации к труду оказалось достаточно для создания и поддержания изобилия.
изобилие,
потребности,
социальная психология,
теория