Экранизацию «Смерть на Ниле» по роману Агаты Кристи снял известный английский режиссёр и актёр Кеннет Брана, сыграв Эркюля Пуаро, как и в своём предыдущем фильме «Убийство в Восточном экспрессе». Попытаюсь сформулировать, что же не так с этой ожидаемой любителями детективов кинолентой.
Пуаро намеревается закончить свою кипучую и опасную деятельность детектива и удалиться на покой, а пока отправляется провести отпуск в Египте. Он оказывается на фешенебельном пароходе, где ему предстоит приятное, как предполагалось, путешествие по Нилу. Внимание Пуаро привлекает красивая яркая пара молодожёнов и их друзья. Саймон и Линнет празднуют образование новой ячейки общества.
Однако, счастливое времяпровождение нарушается появлением Жаклин или Джеки, которую парочка предала, ведь ранее Саймон любил Жаклин, а Линнет была её подругой. Джеки в отчаянии решается преследовать молодожёнов, нарушая их покой, и будь, что будет! То, что начиналось, как скандалы и истерики, отравляющие медовый отпуск, казалось бы, могло закончиться выяснением отношений и, возможно, примирением с ситуацией, однако, где Пуаро, такой спокойной развязки быть не может. Происходит убийство, но на нём череда смертей не заканчивается.
Отмечу сразу, что фильм красивый. Яркие краски, шикарные костюмы, великолепная обстановка, всё это радует глаз. Кроме того, подобраны хорошие актёры, в главных ролях сам Кеннет Брана, Галь Гадот, Арми Хаммер, Эмма Маккей, второстепенные персонажи тоже неплохи. Играют сносно, хотя ни одному герою не сопереживаешь. Возможно, перечисленного кому-то вполне достаточно, чтобы насладиться детективной историей в богатых декорациях круизного лайнера, тем более, что хороший роман трудно испортить.
Но, увы, у Браны это получилось!
Трудно представить, насколько утомительной может оказаться завязка фильма, заканчивающаяся лишь на первом убийстве. Бесконечные флэшбеки надоедают, они касаются Пуаро, так как из жёсткого и безжалостного к преступникам сыщика режиссёр делает рефлексирующего трагического героя с прошлым, что совершенно противоречит самому духу романов про великого сыщика.
Египет, его прекрасные виды и достопримечательности, к сожалению, не снимались, они заменены графикой и декорациями, и не очень удачно.
Сама детективная история словно бы не совсем интересует Брану, поскольку он с энтузиазмом принялся вносить нечто актуальное для нашего времени, пытаясь сделать старомодный детектив более современным.
Буквально шокирует самое начало - откровенный танец Саймона и Линнет на танцполе, который совершенно невозможно вообразить себе исполняемым в то время. Да, это не исторический фильм, но позвольте, зачем из детектива делать фантазию? Зачем поднимать проблемы чернокожих, феминизма и ЛГБТ и сильно упрощать детективную линию?
Наиболее удручает образ Пуаро, которому решено было добавить любовную историю в прошлом и, кроме того, намекнуть на его возникающее на наших глазах влечение к женскому персонажу в процессе расследования, которое, кстати, ведётся весьма странно. Вместо въедливого анализа фактов и улик и использования «маленьких серых клеточек мозга» Эркюль кричит, истерит и соображает настолько плохо, что даже незнакомый с романом или предыдущими экранизациями зритель захочет подсказать уже сыщику, кто тут злодей. Пуаро высокомерен, напыщен без меры, швыряется несправедливыми обвинениями, и в целом раскрытие преступлений выглядит чуть ли не чудом.
Апофеоз всего этого - Пуаро в финале избавляется от своих знаменитых усов! Это невозможно, это уже не Пуаро Агаты Кристи, а жалкая пародия, шарж, фарс.
В целом, «Смерть на Ниле» выглядит провалом, экранизацию можно посмотреть лишь для коллекции, чтобы сравнить с двумя предыдущими блестящими экранизациями романа и, возможно, пересмотреть их с превеликим удовольствием.
Напоминаю, это один из эпизодов сериала «Пуаро Агаты Кристи» с Дэвидом Суше в главной роли (9 сезон, третий эпизод) и фильм 1978 года «Смерть на Ниле» с Питером Устиновым в роли Пуаро (режиссёр Джон Гиллермин).
«Пуаро Агаты Кристи», «Смерть на Ниле»:
«Смерть на Ниле», 1978: