В этом обзоре новый роман Пелевина, постмодернистская сказка Желязны и сборник рассказов Кинга. Цитаты привожу, чтобы ознакомить со стилем книги.
«Transhumanism Inc.». Виктор Пелевин
Роман в семи рассказах, объединённых одной "Вселенной", издан в 2021 году. Итак, перед нами будущее, в котором в России произошла революция (Сердоболская) и были свергнуты Михалковы-Ашкеназы, а прогресс пошёл причудливой дорожкой, так как вместо машин и самолётов люди передвигаются на телегах с запряжёнными лошадьми. Главенствуют идеи «зелёных», а тяжёлой работой заняты «холопы», примитивные клоны людей. Феминизм привычен, страпоны есть у всех женщин, хоть используются ими и не всегда, а проституция теперь - удел исключительно мужчин, причём представители древнейшей профессии исполняют что-то типа рэпа.
Осуществлена вековая мечта людей о бессмертии, Transhumanism Inc. - компания, реализовавшая её. На пороге смерти те, у кого есть приличные накопления, продолжают жизнь в «банке», куда помещается их мозг. Каждый может создать себе виртуальное пространство по своему вкусу и, конечно, исходя из платежных способностей. Мировые лидеры все в «банках», а люди чипированы, чтобы усилить воздействие на них рекламы и политтехнологий.
В этом мире и разыгрываются семь интересных историй. Роман - типичный продукт Пелевина и я считаю, лучший за последнее время именно благодаря такой конструкции книги, поскольку писатель (опять же моё мнение) в малых формах чрезвычайно силён. Рекомендую всем поклонникам его творчества.
Цитаты:
С чего начинается человек? С ранних детских впечатлений, сказал бы кукухотерапевт. И был бы прав.
Недалеко от фермы, где Маня встречала новый 206 год Green Power, затаилась в лесу старая шахта. Напоминание об одной из утерянных начальством россий - круглая военная пропасть времен карбоновых войн, похожая своим бетонным надгробием на перевернутую фуражку: металлический кант по краю, треснутая тулья и ржавый козырек.
Кажется, при первых Михалковых-Ашкеназах, или даже еще раньше, тут был один из боевых парниковых генераторов. Но достоверных сведений об этом не сохранилось - остались только впадины букв на бетоне, краску из которых давно вымыли дожди:
УДАР ПО ГОЛЬФСТРИМУ -
УДАР ПО АТЛАНТИЗМУ!
Когда маленькая Маня гостила на ферме у тетки, она часто ходила сюда с ребятами бросать вниз бутылки и камни. На краю шахты было почти так же страшно, как на верхушке заброшенного ветряка. Шахта была как бы ветряком со знаком минус.
После броска возникала долгая пауза, и снизу долетал тихий чпок или чмок. Шахта была глубокой - тетка рассказывала, что дыру много раз пытались залить бетоном, но он все время куда-то утекал. Сосчитать, сколько именно утекло, было трудно, и бетон продавали налево, списывая воровство на бездонную пропасть. В конце концов власти махнули рукой и просто огородили бездну колючкой. В которой сразу же наделали дыр, сохранившихся в неприкосновенности до самого совершеннолетия Мани.
«Ночь в одиноком октябре». Роджер Желязны
Атмосферная уютная книга, прекрасно подходящая для осеннего чтения любителям фэнтези. Повествование ведётся от лица или, вернее, морды пса Снаффа, вместе с хозяином Джеком участвующего в загадочной игре, длящейся весь октябрь. Постепенно выясняется, что все игроки относятся или к закрывающим, или к открывающим. Закрывающие хотят сохранить мир таким, какой он есть и не впустить Древних богов, в то время как у открывающих цель противоположная.
В персонажах угадываются известные герои книг и фильмов, такие как Шерлок Холмс, доктор Франкенштейн, Распутин, граф Дракула и другие. Сюжет хорош, в нём имеются тайны, убийства, хитроумные и довольно простодушные ходы по опережению противников или заметанию следов, ритуалы, магия древних, и всё это вокруг главного - сражения за судьбу нашего мира.
Цитаты:
Ночью я отправился на разведку к тому древнему особняку. Приблизившись, я заметил, что совсем недавно здесь хорошо потрудились: в воздухе стояли запахи свежераспиленных бревен, краски, кровельных работ, - но заперт дом был покрепче какой-нибудь священной урны, и поэтому я так и не смог разобрать, есть там кто внутри или нет. Я повернул назад, все еще испытывая громадное облегчение, что с перетаскиванием трупа с места на место покончено. Среди ветвей свистел ветер, гоняя по земле сухие листья. Немного в стороне, над жилищем Дорогого Доктора, мелькали вспышки молний.
- Французский пудель? - завидев меня, вопросила Тварь-в-Круге.
- Не сегодня.
- Что-нибудь еще? Я дам все, что твоей душе угодно! О, как бы я хотела выбраться отсюда, убивать, терзать! С каждым днем я становлюсь все сильнее и сильнее.
- Твое время придет, - сказал я.
Тварь-в-Паровом-Котле проковыряла в передней стенке бака небольшую дырочку. Сквозь нее на меня взирал громадный желтый глаз. Но сама Тварь вела себя тихо.
Из гардероба на чердаке доносился громкий храп.
Я постоял напротив зеркала в передней. Все Твари снова спутались в клубок и почти не шуршали. Внимательный осмотр показал, что они расположились напротив маленькой трещинки в стекле, которой я раньше не замечал. Или, может, они как-то научились создавать такие пространственные трещинки в оболочке своей тюрьмы? Но все равно эта лазейка была слишком маленькой, чтобы они смогли выбраться сквозь нее. Хотя на всякий случай я решил повнимательнее приглядывать за ними.
«Команда скелетов». Стивен Кинг
Сборник рассказов от мастера ужасов весьма хорош для неторопливого чтения, получил порцию хоррора, прервался без потери сюжетной линии и отдохнул. Рассказы неравноценные и по длине, и по тому, захватит ли повествование, увлечёт ли, но это дело вкуса, так-то каждый по своему хорош. Однако, больше всего впечатляет первый под названием «Туман», по нему существует и удачная экранизация, поскольку сюжета вполне хватило на целый фильм, так как рассказ самый большой. В некоторых рассказах нет и намёка на мистику, просто жизнь с весьма жестокими сюрпризами. В других автор как бы ходит по красной линии, разделяющей материальность и паранормальность, ну а остальные - ужастики, и во всех рассказах - человеческая драма.
Цитаты:
- Иди сюда, мальчик. - Голос бабули, мертвенный, глуховатый. - Иди сюда… бабуля хочет тебя обнять.
Джордж хотел закричать, но не получилось. Изо рта не выходило ни звука. Зато из той, другой комнаты доносились звуки. Те самые звуки, которые он слышал, когда мать заходила к бабуле, умывала ее, переворачивала ее грузное тело, опускала, снова переворачивала.
Только теперь звуки эти имели несколько иной оттенок, вернее - совершенно другой подспудный смысл. Похоже, бабуля пыталась… встать с постели.
- Мальчик! Иди сюда, мальчик! Сейчас! СЕЙЧАС ЖЕ! А ну, сюда!..
*
Жена писателя, заметив мимолетное беспокойство на лице мужа, взяла его за руку. Тот ответил ей улыбкой. Редактор щелкнул под сигаретой золотым «Ронсоном», и при вспышке пламени в сгущающейся темноте все они заметили, какое старое у него лицо: висящие, словно из крокодиловой кожи, мешки под глазами, испещренные морщинами щеки, по-старчески торчащий подбородок, похожий на нос корабля. «И этот корабль, - подумалось писателю, - называется «Старость». Никто особенно не торопится в плавание на нем, но каюты всегда полны. И палубы, если уж на то пошло».
*
- Нет, я все-таки скажу свое слово! - прокричала миссис Кармоди. Верхняя губа ее вытянулась вверх, открывая кривые зубы, желтые от никотина, и мне вспомнились пыльные чучела животных из ее магазина, вечно лакающие воду из зеркала, изображающего ручей. - Сомневающиеся будут сомневаться до самого конца! Но чудовища заберут этого заблудшего молодого человека! Чудовища из тумана! Мерзость из дурных снов! Безглазые уроды! Бледные ужасы! Ты сомневаешься? Тогда выйди на улицу! Выйди и поздоровайся с ними!
- Миссис Кармоди, вам придется прекратить это, - сказал я. - Вы пугаете моего ребенка.
Какой-то мужчина с маленькой девочкой поддержал меня. Девчонка с пухлыми ножками и ободранными коленками прижалась лицом к его животу и закрыла уши руками.
- У нас есть только один шанс, - провозгласила миссис Кармоди.
- Какой, мадам? - вежливо спросил Майк Хатлен.
- Жертвоприношение, - ответила она и, мне показалось, улыбнулась в полумраке. - Кровавое жертвоприношение.
Что читаете?))