Немного поменяла тему и добавила к ней "в пьесах" :))
Женский архетип в древнегреческих мифах сложен и разносторонен. Он представляет собой метафору внутреннего разнообразия и внутренних конфликтов женщины, тем самым проявляя ее многогранность. Но сложно не согласится с тем, что на долю почти каждой героини мифов выпадали труднопреодолимые препятствия или горе, которые не все из них были готовы пройти или пережить.
Все мы помним Медею из пьесы Еврипида. На ее долю выпали тяжкие испытания. Она была волшебницей, помогавшей Ясону добыть золотое руно. Когда Ясон предал ее и ушел к другой женщине, Медея послала той пропитанный ядом пеплос (древнегреческое одеяние), надев который, соперница сгорела заживо. Затем она приняла не простое для себя решение - убить собственных детей, чтобы этого не сделали другие.
Также говоря о тяжких испытаниях, сразу вспоминается миф об Иокасте - о женщине, которая стала женой собственного сына. После гибели Лая и освобождения Эдипом Фив от Сфинкса (когда Эдип получил в награду престол и руку овдовевшей царицы) Иокаста стала женой, не узнанного ею собственного сына и матерью его детей. В пьесе «Царь Эдип» Софокла Иокаста сначала всячески старается успокоить супруга, оскорблённого непостижимым для него обвинением прорицателя Тиресия, будто он является убийцей Лая; однако, выслушав рассказ коринфского вестника и поняв, с кем она делила ложе, она молит Эдипа прекратить дальнейшее расследование, а затем уходит во дворец, где кончает жизнь самоубийством.
Примеров женских страданий в древнегреческих мифах и пьесах можно найти немало. Чем же это было обусловлено? Попробуем разобраться, откуда это пришло. А разбираться начнем с Древней Греции и положении женщин в древнегреческом обществе.
Проблема положения женщины является одним из главных аспектов в изучении структуры древнегреческого социума. Так как в Древней Греции существовала патриархальная система устройства общества, в котором женщина принадлежала к категории зависимого населения, не обладающей всей полнотой прав.
Судьба женщины в древнегреческом обществе не была лучше, чем судьба женщины в предшествующих нациях. Положение женщины была настолько унизительное, что муж мог дать ее кому-нибудь взаймы. Женщину, у которой рождалось много здоровых детей, брали у мужа взаймы, чтобы она родила от другого мужчины детей.
Она была лишена права на воспитание, была до того презренной, что её считали скверной от Шайтана. Также она не имела право на защиту, на наследство, была не правоспособной и лишена права распоряжаться своим имуществом. Она была лишена свободы и воли, всю жизнь была под властью мужчины. Она не имела право просить развод, разводиться имел право только мужчина.
Дело дошло до того, что некоторые древнегреческие мыслители призывали к тому, чтобы не только женщина сидела взаперти, но и её имя. Женщинам перестали давать имена, а если кто и давал им имя при рождении, то по имени их никогда не называли.
В древнегреческом обществе женщина была лишь неполноценным низким существом, находившимся на самом дне жизни, не приносящим никакой пользы. И нужна она была только для размножения и занятия домашним хозяйством. Древние греки убивали любую женщину, родившую уродливого ребенка.
Известный древнегреческий оратор Димустин описывал положение женщины следующими словами: «Мы берем себе проституток для наслаждения, любовниц для личной гигиены, жен для рождения наших законных детей».
Как уже можно было догадаться, положение женщин было просто ужасное, раз даже интеллигенция отзывалась о них подобным образом.
Однако не все женщины были в таком плачевном положении. Более знатные гречанки владели определенными правами. Одним из них было право на приданое. Приданое обеспечивало социальную защищенность женщины, а также имело значение и для ее статуса в обществе. Во-первых, оно являлось гарантией того, что женщина сможет выйти замуж и выполнить свое предназначение в жизни. То есть фактически создание семьи было единственным залогом для достойного существования женщины. Во-вторых, договоренность о приданом включалась в процедуру обручения, и законной женой с соответствующими последствиями для ее детей считалась та, которая была обручена. Приданое, которое давалось бедными и средними слоями населения за невестами не нашло отображения в источниках. Следует указать, что приданое дочери давал отец, а после смерти отца - брат или какой-нибудь другой опекун. Согласно закону, приданое не становилось собственностью мужа. Оно принадлежало жене, и могло быть передано только ее детям по наследству. При разводе муж обязан был вернуть приданое жене, точнее ее новому опекуну, что обеспечивало ей возможность нового брака. Если почему-либо муж не мог сразу вернуть приданое, оно считалось его долгом, и он должен был регулярно выплачивать проценты в размере 18% в год. Но если жена разводилась со своим мужем и возвращалась в дом своих родственников, то ее обычно выдавали замуж вторично с тем же приданым, что и во время первого брака. Но, иногда, если муж хотел, то он мог увеличить размер приданого.
Интересно то, что приданое матери после ее смерти получали дети. Однако если она покидала дом и их отца, приданое она забирала с собой, а дети, остававшиеся, как правило, в доме отца, лишались права на наследство матери. Оно доставалось детям от второго брака. Дочь не могла получить приданое матери, даже если у нее не было братьев. В таком случае эти деньги получали ее внуки. То, что приданое принадлежало женщине, а не её супругу, подтверждает факт социальной защиты знатной гречанки. Так, женщина, получив развод, имела защищенную от опекунов экономическую возможность для заключения повторного брака. Также, тот факт, что приданое передавалось детям, говорил о попытке юридически обезопасить жизнь наследников от расточительства их отца. Это поднимало значимость жены в глазах общества, так как она выступала гарантом обеспечения следующего поколения.
В права гречанки также включалось право на развод. Развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них, но помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс. Расторжения брака могли добиваться как муж, так и жена. Первый назывался «отсылкой» и для осуществления развода муж передавал свое требование архонту. Что же касается жены, то она могла оставить дом мужа, правда для этого ей нужно было лично подать жалобу архонту о разделе имущества. Следует указать, что развод мог состояться по требованию третьего лица.
В права гречанки также включалось право на развод. Развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них, но помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс. Расторжения брака могли добиваться как муж, так и жена. Первый назывался «отсылкой» и для осуществления развода муж передавал свое требование архонту. Что же касается жены, то она могла оставить дом мужа, правда для этого ей нужно было лично подать жалобу архонту о разделе имущества. Следует указать, что развод мог состояться по требованию третьего лица.
Таким образом, можно сделать вывод, что тяжелая доля женщин в древнегреческих греческих мифах и пьесах связана именно с отношением к гречанкам в древнегреческом обществе.
Источники:
1.
http://myfhology.info/heroes/i/iokasta.html2. Г. Лебон. «Арабская цивилизация»
3.
http://aeterna.qip.ru/test/result/145350/4. Ахмед Шалаби. «Сравнительное изучение религии»
5. В. Дурант. «История цивилизации»
6. Хусейн Аш-Шайх. «История греческой и римской цивилизации»