Цари и Боги киносказок

Aug 28, 2014 18:08

Оригинал взят у jurashz в Цари и Боги киносказок


Об удивительном политико-правовом и мифологическо-религиозном контенте советских киносказок…


Первое, что вспомнилось, так это - образ царя или короля , да и вообще - режим и форма правления.

Надо сказать, что советский агитпроп весьма почтительно относился к царствующим особам и даже с такой ненавистной персоной, как Николай I, обращался вполне корректно, где-то даже с нежностью. Не то - в сказках. Сказочные кино-монархи традиционно делились на два типа:

1. Милые маразматики (назавем их «Пуговкиными» - по фамилии артиста, иной раз изображавшего оных).
2. Неадекватные злыдни.

Но никогда советские кино-цари не были сильными, умными (в государственном смысле) и великими. В советской киносказке невозможно отыскать аналог Петру Великому или, скажем, Людовику XIV - это, вероятно, нарушило бы некую гармонию образов.



· К примеру, глядя на короля из кинофильма «Золушка» , сложно даже себе представить, что этот человек может руководить даже колхозом, не то что страной. Он кидает корону, ребячится и радостно улыбается в пространство.

Его сынок - интеллигентный, «книжный» мальчик, которому всё по фигу и вообще странно, что в этой стране всё ещё монархия, а не какой-нибудь национал-социализм. Хотя... Возможно, монархия эта - чисто декоративная. Кто же там правит? У меня в детстве было стойкое ощущение, что этой страной правит...Мачеха.

Именно она производит впечатление самой сильной личности, способной даже нахамить Королю. Это что-то, вроде герцогини Мальборо при Анне Стюарт. Вариант - Мачеха глава родовитого клана, претендующего на корону. «У меня такие связи, что сам король может позавидовать!» Но у Мачехи нет сыновей - стало быть ей (для легитимности) надо выдать одну из дочек за слабого Принца. Это если попробовать сделать из сказки - историческую драму, вроде сериала «Тюдоры».



Можно пойти ещё дальше. Мир большинства советских киносказок - сугубо языческий по духу , несмотря на то, что постоянно мелькают слова, типа «крёстная» или «ухожу в монастырь!» Вроде как католики должны быть, ан нет.

...Сама Мачеха, овдовев, вышла замуж не за какого-нибудь олигарха, а за Главного Лесничего. Зачем он ей? Думете, Лесничий просто ловит браконьеров и выписывает им штраф? Или бегает с дубинкой за туристами, чтобы за собой мусор убирали? Нет. Лесничий не так уж прост, раз с ним на равных треплется Король.

Не просто так Мачеха выходила за него замуж. Его дочка - Золушка тоже не так уж проста. «Готовы ли наши платья, которые я приказала тебе сшить за одну ночь?» - спрашивает Мачеха. Сразу вспоминается способность Царевны-Лягушки за одну ночь что-то там испечь, выткать и сшить.

Потом, кино-Золушке покровительствует Фея, носящая украшение в виде Луны. Как известно, Луна - один из символов Дианы, богини-охотницы, обитающей в священной роще. Не эту ли рощу контролирует Лесничий?

«Встаньте, дети, встаньте в круг,
Встаньте в круг, встаньте в круг!»

Очерчивание круга - это часть некоторых обрядов и заклинаний. Впечатляет...



С самой Мачехой - тоже не всё ясно. Две фразы настораживают.

«Моя жена - женщина особенная. Её родную сестру, точно такую же, как она, съел людоед, отравился и умер» и «С удовольствием превратила бы её в лягушку, но у старухи огромные связи»…

В общем, ни людоед, ни Фея (богиня Диана) с Мачехой справиться не в состоянии. И только с воцарением Золушки Мачеха с дочерьми вынуждены уйти. Если вы помните, в сказке Ш.Перро Золушка «...поместила своих обеих сестёр во дворец и в тот же самый день выдала их за двух знатных царедворцев...»

В общем, сказку можно представить, ещё и как продвинутое фэнтази про борьбу жреческих кланов за корону. Ах да, вы спрашиваете, кто такой мальчик-Паж? Ээээ... Это был Амур (Купидон), сбежавший от Венеры к Диане, ибо нефиг.

Или вот сказка «Королевство Кривых Зеркал» . Там король - тоже маразматик, но довольно мерзкий, да ещё и стиляга. Даже если не вдаваться в то, что главные враги в фильме - изначально были животными (попугай, коршун, жаба и гадюка), то и тут можно вытроить интересную картину.

Опять мы видим слабого и глупого монарха, носящего корону не по праву. Реально правят Нушрок и Абаж. Именно они (по большому счёту) создают в подвластном обществе примитивную модель Матрицы (я провожу параллели со знаменитым американским фильмом - кривые зеркала, показывающие мир не таким, как есть, а каким он должен быть).



Мы опять видим теневой кабинет при полудурке-короле. С религией в этой стране тоже сложно. Либо там у них атеизм, либо какое-нибудь тотемное язычество - если судить по количеству «животных», находящихся у власти. Ибо змея, коршун (хищная птица) и лягушка (жаба) весьма часто встречаются в мифах и сказках народов мира.

· Сказка «Город мастеров» тоже весьма занимательна. Перед нами - некий вольный город, неизвестно кем и как управляемый. Вернее, есть тупой Бургомистр (оказавшийся впоследствии предателем) и его сын (которого играет Крамаров, что само по себе доставляет).

В Городе Мастеров, как и в Советском Союзе, почётен самый разный труд, причём в обществе трудятся все и судя по бытовым привычкам девушки Вероники - живут неплохо. Потом этот очаг развито́го социализма решает захватить герцог франкской национальности - он носит фамилию де Маликорн (видимо взятую автором из «Виконта де Бражелона»).

Его помощника зовут Гийом - тоже вполне цивилизованное имя. Вторгаются же они в город, где люди носят странные имена - главный герой (дворник-интеллигент) зовётся Караколь, сын Бургомистра и вовсе - Клик-Кляк (хорошо что не Ку-Клус-Клан). И только девушка носит привычное для уха имя, хотя и языческое имя Вероника.

Как и прежде, герцог - комплексующий урод и кретин (карикатура на Ричарда III), реальная власть у управляет Гийома - он «силовик».
1.Караколь - в конном спорте - поворот лошади кругом или на пол-оборота.



Какова цель герцога при захвате Города? Наверное, присвоить развитую инфраструктуру. Но не всё так просто. меня лично всегда очень смущало здание полуразрушенного храма, в котором происходила финальная битва Караколя с Герцогом (Вероятно, этот фрагмент так понравился голливудским киномастерам, что они любой боевик заканчивают дракой bad guy-a c good guy-ем на каком-нибудь заброшенном, полуразвалившемся химкомбинате).

Видно, что храм был разрушен давно и никому тут не был нужен. То есть когда-то Город Мастеров был католическим, но потом попов изгнали и восстановили своё родноверие. Отсюда и радость на лицах... Так вот цель захвата - не бабло, а идея. Это - Крестовый Поход.



Интересен герб Города Мастеров, восходящий к славянской вышивке. Птица славянского бога Радогоста (Сварожича) - петух, возвещающий своим криком приход Солнца. Это явная солярная атрибутика. В таком случае, прототип Города Мастеров - Ретра - город-святилище Радогоста на территории нынешней Германии. Город Ретра в X-XII вв. постоянно отражал попытки католических орд, но в 1127 году город был окончательно сожжён.

Однако разрушенный католический храм используется жрицами Города Мастеров для своих обрядов, ибо чаще всего храмы иной раз на месте порушенных капищ. Стало быть место - намоленное. Сражённого стрелой Караколя, оживляет (или превращает в зомби?) жрица и он идёт мочить псов-рыцарей...

Да… Славянское фэнтэзи можно сделать из чего угодно.
Занимательна сцена битвы людей герцога с повстанцами. Хотели сделать что-то а-ля «Александр Невский», но получился какой-то растрел питерских рабочих, «Кровавое воскресенье» - посмотрите ролик в конце постинга. Более того - вслушайтесь в музыку, под которую солдаты герцога прут на горожан - первые 4 ноты - это ни что иное, как «Боже, царя храни».



· Но особо радует меня сказка «Огонь, вода и медные трубы» . Это вообще какой-то хулиганский фьюжн, который взрослые люди делали для себя, как будто в КВН играли.

К примеру, шикарна сцена знакомства главных положительных персонажей.
-Ты кто?
-Я? Никто?
-И я никто.
-Я козочку пасу.
-А я уголь жгу.
Концептуально. Кустурица отдыхает.



Обратите внимание на статую позади царской фамилии - это ж типовая гипсовая пионерка, только с формами Венеры....

Ну, в этом фильме цари - особенно классичны. Безволие на грани кретинизма, ощущение полной незаинтересованности в делах общества - вот их основные черты. Вокруг них гуртуются какие-то министры и бояре, вообще ни фига не делающие. Это цари земные.

Но есть ещё и Кощей, бегающий в кайзеровской каске и морской царь, производящий ничуть не лучшее впечатление, чем цари на Земле. Что в этом фильме особо интересно? То, что главный герой на своём пути встречает сразу двух царей, живущих недалеко друг от друга, означает, что государства эти маленькие и там царит не то феодальная раздробленноть, не то развал бывшей империи, причём античной, что характерно...



...Перед нами - типичный обломок античной цивилизации. Они приносят жертвы Посейдону, которого называют морским царём, у них там вполне античный пейзаж и имеются вполне сформировавшиеся философские школы (толпа мужиков в тогах, спорящих о ерунде и занимающихся софистикой). Главного героя увенчивают лавровым венком, осыпают его розовыми лепестками и надевают на него римский пурпур... В общем, есть над чем призадуматься...

Из мультфильмов особо хочу отметить один - «Фока - на все руки дока» . Как говорят в Одессе «Это щто-то особенного»… Те, кто мне его посоветовали, знали, что он конкретно мне доставит...



Понятное дело, что царь, как всегда - маразматик, но при этом срисован он с незабвенного Николая Павловича (как его изображали на английских карикатурах времён Крымской войны - то есть с лысинкой, бакенбардами и сапогами).

Нереально радуют и остальные персонажи. К примеру, царевна - платье стиля New Look в том виде, как их шили в 1947 году она сочетает с напудренным париком. Женихи царевны - тоже невыносимо хороши - один просто настоящий Louis Quatorze при парике-аллонж, другой - нечто среднее между викингом и рыцарем (притаскивает золото в ладье).



В общем, те, кто меня хорошо знают, поняли, что у меня от увиденного будет полный отвал башки и тотальный вынос мозга.

Хотела ещё написать про «Кольца Альманзора», но поняла, что почти не помню этот фильм. Единственное, что меня всегда умиляло, так это имя волшебника, потому что Альманзор - это второй халиф из дома Аббассидов, 712-775 гг., царствовал с 754, основал Багдад.

Такие-то дела, дорогие читатели. Это я к чему? К тому, что люди, когда создают нечто фантазийное (вроде сказок), они как Остап, вываливают всё, что знают о мехах...

Взято на Софтмиксер

люди, фото, история, актеры, СССР, кино

Previous post Next post
Up