Путешествие по самой красивой трассе в России

Aug 20, 2014 13:39


Трасса в пяти часах езды от Новосибирска объявлена самой красивой в России - фотографы показали лучшие виды с нее.

Трасса Новосибирск - Ташанта попала в список десяти красивейших автодорог мира по версии научно-популярного журнала National Geographic. В разгар туристического сезона и на фоне массового банкротства туроператоров об этом в июле поспешило напомнить министерство туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай. Что можно увидеть, путешествуя по Чуйскому тракту, с каких точек получатся самые впечатляющие фотографии и какой ценой строилась дорога.





Ежегодно тысячи новосибирцев едут на Алтай по одной из красивейших в мире автодорог. За невзрачными названиями трассы: Новосибирск - Ташанта, М52 или Р256 - стоит невероятная красота, которую должен увидеть хоть раз в жизни каждый.

Фотографы, работавшие на Алтае, самым красивым местом для съемок на трассе в один голос называют Чике-Таман - горный перевал высотой 1295 м, на 659-м км трассы. На южноалтайском языке «Чике» означает - «прямой», а «таман» - это «подошва».



При этом в рейтинге National Geographic Чуйскому тракту отвели 5-е место в мире по красоте: между румынским Трансфэгэрашским шоссе через «родину» Дракулы - Трансильванию и «Атлантической дорогой» в Норвегии, где путешественников ждут «Мост в небеса» и «Лестница троллей».




Других российских дорог в списке нет, а поездка по Чуйскому тракту сравнивается с путешествием по всей России - деревеньки, города, березовые рощи, бурные реки, горы, тайга, степь: все это можно увидеть, проехав 600 км от Бийска до Ташанты.




Автомобильное движение через «прямую подошву» стало возможным еще в 20-х годах прошлого века. А современная асфальтированная дорога через Чике-Таман появилась в 1984 году - строители невероятными усилиями выгрызали каждый метр, им пришлось переместить более полумиллиона тонн грунта и взорвать не одну скалу.




Живописнейший серпантин поднимает автомобилистов на смотровую площадку: с одной стороны дороги - скалы, с другой - крутой обрыв. От такого опасного соседства, обилия крутых поворотов и великолепного вида с дороги перехватывает дыхание.




Фотограф Александр Симушкин рекомендует для съемок Семинский перевал (573-й км тракта. - Н.Г.), или Дьял-Меку, по-алтайски «Вечная грива». Он выше Чике-Тамана (на фото вид с обзорной площадки на Чике-Тамане) - дорога здесь проходит на высоте 1739 м, - однако подъем более пологий.




«С одной стороны, вроде ничего особенного, - делится впечатлениями фотограф, - но это самый высокий перевал Алтая, если оставить машину и подняться выше спортивного лагеря биатлонистов, то там просто сказочные места и виды».




В министерстве туризма, предпринимательства и инвестиций Республики Алтай для туристов разработали несколько маршрутов, в том числе автомобильных.




Описать все горы, памятники, писаницы, пещеры, водопады, озера, перевалы, природные парки, деревни и села, которые предлагают посетить туристам, - дело объемистого путеводителя.




Как пример места обязательного к посещению замминистра по развитию туризма Мерген Екеев назвал скалы знаменитого урочища Калбак-Таш, украшенные древними изображениями на камнях - петроглифами.




Чуйский тракт раньше назывался Мунгальским, самым древним упоминаниям о нем около 1 тыс. лет. «До начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь», - напоминает National Geographic.




В начале прошлого века на средства комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов «тропу» переоборудовали в колесную дорогу для укрепления русско-монгольских торговых связей. Ширина дороги была около 3,5 м, а в труднопроходимых местах сужалась до 2,5 м. По ней вполне могли проехать небольшие повозки.




Советская власть взялась за Чуйский тракт в 1920-х годах, после того как он пришел в сильный упадок во время гражданской войны и долго не ремонтировался. Примерно за 10 лет дорогу выровняли и покрыли гравием, устранили опасные участки. Вместо паромных переправ были сооружены мосты.




Окончательный вид тракт принял в 1934-1935 годах. В то время вдоль дороги появилось множество лагерей заключенных - именно зэки и стали основной рабочей силой при строительстве. Основную массу среди них составляли раскулаченные крестьяне.




В случае с Чуйским трактом красота потребовала страшных жертв. Бийский историк и краевед Виктор Шипилов в архивах узнал о жутких подробностях этого строительства. От некоторых цитат кровь стынет в жилах.




О заключенных, которые не выдержали нагрузок и умерли, историк сообщает: «Чтобы не мешали ходу работ, их, по рассказам, хоронили, сваливая друг на друга, в ближнем карьере либо, как это бывало среди «урок», закапывали убитого (во имя временного присвоения его пайка) прямо в дорожное полотно».




Самая эффектная автодорога России красива, как сказка. А по-настоящему хорошая сказка, наверное, и должна быть немного страшной.




красота, путешествия, Россия

Previous post Next post
Up