Эх, хорошо быть английским принцем. И жизнь хороша, и жить хорошо, и великий композитор посвящает тебе целую оперу.
Так повезло Фредерику Уэльскому, старшему сыну короля Георга II, по случаю его свадьбы с принцессой Августой Саксен-Кобург-Готской.
Свадьба состоялась 27 апреля 1736 года.
Гендель сочинил партитуру со своей обычной головокружительной скоростью, завершив три акта 9, 14, и 22 апреля.
Опера должна была быть поставлена через две недели, 5 мая, но шикарные декорации и тщательно продуманная сцена еще не были готовы, поэтому выступление отложили на неделю.
Генделю было важно, чтобы Atalanta понравилась принцу, который до этого был поклонником конкурента Генделя, Порпоры, директора оперной труппы на Хеймаркет.
Сюжет, предназначенный для королевской свадьбы, не должнен быть слишком серьезным, и должен обязательно закончиться счастливо, празднованием настоящей любви, подразумевая, что такое же счастье ждёт и молодожёнов.
Идея для сюжета - старая по либретто Белисарио Валериани; а личность поэта, который адаптировал это для использования Генделем, неизвестна.
Atalanta - пастораль, продолжающая литературную традицию, восходящую к древним грекам и Вергилию, но с энтузиазмом воспринятая итальянскими оперными композиторами эпохи барокко.
Сам Гендель лично адаптировал одну из самых популярных пасторальных драм позднего Возрождения - «Il pastor fido» Гуарини (Верный пастух) для одной из своих ранних опер. Также у него уже было в активе одно из самых совершенных пасторальных повествований в музыке Acis and Galatea
Пасторальные истории происходят в нежном Неверленде (обычно называемом Аркадией), где традиционно происходят сюжеты на тему безответной любви, любовных недоразумений с социальным неравенством влюблённых, которое выравнивается в конце.
В опере Atalanta два главных персонажа - принцесса Аталанта Аркадийская (сопрано) и король Этолии Мелеагро (сопрано, роль кастрата).
Аталанта предана охоте, и до сих пор отказывается от брака ради любимого занятия. Она притворяется пастушкой по имени Амарилли, чтобы развлекаться без королевских атрибутов.
Мелеагро также притворяется пастухом по имени Тирси.
Естественно «Тирси» и «Амарилли» начинают испытывать чувства друг по отношению к другу, но каждый считает другого простолюдином и, следовательно, неподходящим супругом.
В Аркадии есть ещё одна пара: пастух Аминт (тенор), влюбленный в пастушку Ирену (контральто). Аминт просит у её отца её руки, и тот (Никандро, бас) не возражает, но Ирэн опасается, что пастуха больше интересуют земли, которые станут её приданым.
Она полна решимости проверить искренность его любви, что и делает, притворившись, что любит Тирси.
Первый акт заканчивается охотой на кабана. Аталанта отвергает предложение Мелеагро оставаться рядом с ней во время охоты для её защиты (хотя она признается себе, что любит его).
Аминт, чувствуя себя отвергнутым Ирэной, пытается броситься под кабана, чтобы встретить свою гибель, но друзья сдерживают его.
В начале второго акта Мелеагро случайно слышит, как Аталанта сокрушается о своей безнадёжной любви (потому что объект ее привязанности, по её мнению, простолюдин). Мелеагро пытается объяснить, кто он, но они оба очень застенчивы и ни один из них не говорит прямо по делу. (Конечно, если бы они это сделали, опера должна была бы сразу закончиться!)
Ирэна, пытаясь вызвать ревность Аминта, говорит Мелеагро, что любит его, но тот на своей волне- просит её передать Аталанте красивую ленту с королевскими атрибутами.
Когда Аминт видит Ирэну с лентой, она дразнит его, делая вид, что это подарок ей от поклонника.
Далее Аталанта просит Аминта передать для Мелеагро стрелу, не говоря, от кого это.
Мелеагро снова встречает Аталанту и снова пытается признаться в любви, но она отвергает его.
Однако он знает истинную ситуацию, имея надежду на счастливый исход. Аталанта же пока скорбит, т.к. ей приходится притворяться холодной по отношению к любимому мужчине.
В третьем акте Ирена передаёт Аталанте ленту Мелеагро.
Аминта неся стрелу Аталанты, в свою очередь решает вызвать ревность у Ирэны, говоря ей, что любит Аталанту и что стрела - ее подарок ему.
Мелеагро пытается прояснить путаницу. Будучи убежденным, что Аталанта любит Аминта, он в стиле истинного оперного барокко тут же ложится и засыпает.
Входит Аталанта, думая, над тем, что её лента с королевскими атрибутами знакома ей.
Когда он просыпается, она признаётся ему в любви. Это признание принцессы в любви к простому пастуху являет собою кульминацию сюжета, которая быстро разрешается.
Никандро, прибывший с дочерью и ее женихом Аминтом, раскрывает истинные личности «Тирси» и «Амарилли», и королевские любовники поют счастливый дуэт.
Обычно это конец оперы, но Гендель добавляет шикарное дополнение - финальную сцену.
Бог Меркурий внезапно спускается с облаков (впечатляя зрителей сменой сцены!), чтобы принести благословение Юпитера земной королевской паре.
К праздничному завершению присоединяется хор в сопровождении фейерверков.
С начала и до конца музыка Аталанты свежа и очаровательна, в основном исполненная в типичном стиле итальянской оперы с ариями Da capo, которые позволяют каждому исполнителю выразить эмоциональные радости или мучения данного момента, а также - особенно во время повторения первого раздела арии - демонстрации своих способностей на вокальной фиоритуре.
Для этой оперы на ведущую мужскую роль Мелеагро Гендель нашёл блестящего молодого кастрата, которому было всего девятнадцать лет. Это был Джоаккино Конти, имеющий необычайно высокий диапазон и блестящую вокальную технику. Гендель использовал его способности на всю катушку, дотянув до самой высокой ноты C (вообще самая высокая нота, которую он когда-либо писал для мужского сопрано).
Одной из необычных особенностей произведения является то, что у главных влюбленных есть два дуэта. В итальянской опере это редкое явление, но эти два дуэта вызваны особой теплотой к событию, для которого написана опера.
Конечно же, Atalanta принцу понравилось, а его невеста была просто в восторге.
Испытаем же и мы такой же восторг!
Друзья, любите Генделя, он ведь нас всех хотел сделать лучше!
Click to view
PS
Весной опера была исполнена восемь раз и ещё раз в ноябре, и это принесло Генделю неизменную привязанность и поддержку принца.