Sep 15, 2015 01:07
Соловки
9 августа отправилась к Белому морю, на Соловки. По многим личным причинам. Попутно, по профессиональной привычке, вела воображаемый диалог-репортаж, ориентированный на друзей и знакомых - от «экономистов» до «валютных буржуев».
Добычу билетов на любое из средств передвижения, направляющееся в сторону Соловков, начала через Интернет только перед самым отъездом. Люблю импровизации и спонтанность. И многолетний опыт давно убедил меня в том, что даже в самый жаркий сезон нужные билеты в нужное время всё-таки появляются. Так произошло и на этот раз: сначала на ближайшие недели августа и даже на сентябрь упорно вылезали лишь нежеланные места - на верхних полках или люксовые. И вдруг из бездны базы РЖД вынырнуло нижнее место в середине вагона на поезд, проходящий через Москву через сутки. Билет до Кеми на поезд № 552 Анапа-Мурманск стоил симпатично - 2215.30. Позже узнала, что при умении и сноровке можно добыть его и за 1800. И можно ещё немного сэкономить, отказавшись от белья. Еще дешевле - с попуткой через Бла-Бла, пешком, на велосипеде или совсем бесплатно - автостопом.
Итак, РАСХОДЫ из Москвы на главные СРЕДСТВА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ по этому маршруту для путешествующих «бюджетно» могут выглядеть и так: поезд Москва-Кемь и обратно - 3 600; теплоход Кемь-Соловки-Кемь - 2 000. Плюс билет на автобус №1, курсирующий от ЖД вокзала в Кеми до порта в Рабочеостровске, который, по слухам, совсем недорогой.
ИЗ НЕОЖИДАННОГО: поезд № 552А Анапа-Мурманск оказался «заказным детским». А потому ресторан обслуживал только группы. И чтобы выспаться в таком поезде, нужно специальное умение. РЖД при продаже билетов о такой «специфике» почему-то не информирует.
Покинув Москву в 03- 43, поезд прибывает в Кемь тоже ночью, ночью - в 03 - 34. Проблем для странствующего при этом не возникает. Двухэтажный небольшой вокзал открыт круглые сутки. В распоряжении прибывающих-отбывающих чистый с горячей водой туалет, два зала - вполне пригодных для сна на полу на спальниках, а также автомат с напитками и перекусом.
От привокзальной площади в семь с копейками в сторону порта отходит нужный мне автобус №1. Его можно дождаться на вокзале, заодно пообщавшись с уже отгулявшими по русскому Северу туристами. А можно и уехать сразу - на одной из тусующихся здесь машин за 200-250 рублей. Цена за авто лучше всего снижается за пределами пятачка их массового скопления. Разного транспорта в Кеми даже ночью, на мой взгляд, достаточно много. Автостоп в моём варианте, думаю, был бы проблемным: пока одолевала расстояние от Кеми до Рабочеостровска, подходящих для стопа машин не обнаружила. А вожделенный теплоход отходил в восемь.
Я отправилась пешком. Ноша моя лёгкая, погода приятная и идти по хорошей для пешехода асфальтированной дороге, по моим меркам, не очень далеко: километр-два по Кеми плюс двенадцать от окраины города до Рабочеостровска.
Местные жители еще у вокзала подсказали дорогу в порт: «Идти надо все время прямо и только прямо». Дойдя до Т-образного перекрёстка, упирающегося в основательную водную преграду, догадалась, что мыслить надо как автомобилист. Перевела совет «идти только прямо» на «всё время по главной дороге» и тупиковые ситуации, зигзаги и мудреные повороты больше меня не смущали.
Расстояние от железнодорожного вокзала до порта прошла в темпе тренировочного похода за два с половиной часа. До отхода теплохода (официально из Рабочеостровска на Соловки отправляется два рейса в день, первый - в восемь. Фактически вариантов переправы больше, но они «нестабильны») оставалось достаточно времени для горячего завтрака. Его я нашла в портовом комплексе «Причал». Гостиничный комплекс с «перехватывающей стоянкой» для машин, на первый взгляд, вполне соответствует европейским стандартам. В кафе обслужили быстро и вежливо. Блинчики и каша показались вкусными. К ним подали йогурт и сырно-колбасную нарезку для бутербродов и чай. Все обошлось в 300 рублей.
Билеты на официальные рейсы до Соловков продаются в кассе, находящейся в гостиничном комплексе. Их стоимость - тысяча рублей. Большинство пассажиров забронировали билеты заранее. И билетов на восьмичасовой рейс на теплоход «Василий Косяков» в этот день уже не было. Девушки предложили уплыть в 12-00, или же попытать счастья сейчас же - на пристани. И я оказалась в числе счастливчиков - обладателей дополнительных билетов. Уже при посадке узнала, что утром - параллельно с «Василием Косяковым», как правило, отходит ещё одно плавсредство, забирая за 1300 всех оставшихся от основного рейса пассажиров.
КАК ДОБРАТЬСЯ ДО СОЛОВЕЦКИХ ОСТРОВОВ ЧЕРЕЗ МОРЕ И ОБРАТНО.
Самолётом. Из Архангельска.
На плавсредствах:
На«официальных» теплоходах. Два рейса из Кеми и один из Беломорска.
На незаявленных в расписаниях рейсах, которые обнаруживаются в портах.
С частниками.
Гидростопом с путешественниками-владельцами плавсредств. Такие были обнаружены на обратном пути, но у нас не совпало время отбытия.
С «паломническим флотом».
На Соловках обнаружила три традиционных места отбытия плавсредств:
Тамарин причал, паломнический причал в Бухте Благополучия и Старый причал.
До Кеми: билеты бронируются в кассах комплекса «Причал» в Кеми, Это можно сделать с помощью информационном бюро на территории гостиницы «Петербургская» на Соловках. Возможна оплата при посадке.
До Беломорска - по телефонам, вывешенных на доске объявления на причалах. Возможна оплата при посадке.
На «паломнический флот» билеты бронируются в службе, находящейся в здании «рядом с почтой».
Частники и туристические обладатели водного транспорта ищутся методом тыка. Первые находятся и с помощью визитных карточек, разложенных в местах массового скопления туристов - турбюро, отелях, сувенирных лавках, досках объявления у магазина и др. Вторые встречаются сами - находчивым, коммуникабельным и терпеливым.
ВАЖНО: Время фактического отплытия может отличаться от объявленного в расписании. И зависит от природных факторов. А погода здесь очень переменчива.
Итак, я в силу действия закономерных случайностей попала на теплоход «Василий Косяков». На нижней палубе - «хоть в тесноте, но не в обиде», места хватило всем. Здесь же был обнаружен магазинчик с финско-шведскими товарами. Товары актуальные и симпатичные. Цены - не очень демократичные: к примеру, резиновые сапожки стоили 3 000 рублей. Зато принимают и банковские карты. К слову, на острове банковские карты для оплаты годятся далеко не везде. Их принимают (если есть связь) только в некоторых гостиницах и ресторанах при них; в магазине, торгующим товарами для здоровья, еды и красоты - производными из соловецких водорослей; в двух сувенирных магазинчиках «Пряничный домик». Вот, кажется, и всё. А обналичивают только живые кассиры в крохотном отделении Сбербанка, находящегося на отшибе поселка и работающего очень ограниченное время.
Два часа полудрёмы на теплоходе и вот - я на Соловках. На пристани вновь прибывших традиционно встречает толпа местных жителей, предлагающих жильё. В этом году цены у частников подняты с семисот рублей до тысячи и более. У вокзалов и причалов искать жильё не люблю, потому что это - «кот в мешке», да еще по максимальным для этого сектора ценам. Решаю обойти посёлок и разобраться с ситуацией на месте. По дороге, как обычно, разговариваю с отдыхающими и местными, постепенно вписываясь в новую для меня реальность. От Олега, встреченном у магазина и сдающим разное жильё, узнаю о конъюнктуре, о ценообразовании в частном секторе и о том, что «в отелях мест сейчас нет - пик сезона плюс всероссийский бардовский фестиваль»На Соловецких островах». Кроме того, частники любят туристов «оптом» или хотя бы парами, а одиночек стараются игнорировать.
Случайное упоминание об авторской песне - и внутри меня что-то радостно дрогнуло: не могу быть рядом с таким событием и остаться без него. Но с этим разберемся позже. А пока надо найти крышу над головой. Частный сектор на этот раз меня ничем не соблазнил, да и я для него откровенно не интересна, так как одна. Хотя одиночный путешественник Сергей Камбалин быстро устроился там.
Всегда есть возможность остановиться в палаточном лагере на окраине поселка. И хотя цены в этом году поднялись и здесь - с пятидесяти рублей до двухсот с персоны, но по силам и «бюджетным» пенсионерам. Правда, тем, кто совсем без снаряжения, придется еще заплатить за палатку, коврик и спальник. Зато здесь есть дрова, питьевая вода и баня. Впрочем, в первый же день я познакомилась с совсем дикими туристами, установившими палатки бесплатно в лесу. По их словам, по правилам проживания на острове, этого делать никак нельзя, но на практике «нарушители правил проживания» никого не интересуют и запрет остается необязательным для исполнения (как и многие другие «официальные» табу).
Обхожу посёлок «по кругу», захожу в магазины, кафе, гостиницы. Разговариваю попутно с разными туристами - бюджетными, «нашими - буржуйскими» и иностранцами. И начинаю мысленно спорить с теми, кто утверждает, что «на Соловках всё дорого». Потому что здесь, как и везде, ценовая и «услуговая» жизнь «сепарируется» на три стандартных уровня: эконом, средний и «европейский». Хотя, я, наверное, добавила бы к ним - для полноты представлений о возможностях острова, еще и специфические - паломничество и трудничество. Опять же с варьируемыми и там - по степени аскетичности и комфортности, условиями.
Картина по жилью сразу же обозначилась достаточно чётко. Итак, для приверженцев комфортабельного отдыха здесь имеются такие отели, как «Зелёная деревня» и трехзвездочный «Соловки-отель» с рестораном «Изба». Свободные номера, несмотря на «самый сезон» и бардовский слёт там были - и люксовские, и стандарт. Причём цены оказались рублей на 500-700 дешевле, чем при бронировании через интернет.
Из «среднего сегмента» показалось симпатичным «Соло». По словам иностранки, остановившейся там, «совсем крутые буржуи и олигархи» нашли бы там всякие «несоответствия», но для европейца со средним достатком в самой гостинице и ресторане при ней «всё очень даже хорошо». Под стать ей небольшая симпатичная гостиница «Приют».
К разряду «общежитий-хостелов» относится «Петербургская гостиница» с двумя корпусами, находящимися на разных улицах. В этой гостинице есть душевые кабинки на первом этаже, работающие только в определенные часы; комната для приёма пищи с двумя титанами и холодильником, но без плиты. Цены в ней от 500 рублей в семикроватном номере. Но: «арендовать» лишь одну-две кровати в многоместном номере запрещено правилами, как и какое-либо подселение. Так что - или выкупай весь номер или заселяйся только своей компанией.
Особое место занимают две гостиницы для паломников и общежитие для трудников (волонтеров, находящихся в ведении Соловецкого монастыря). Попасть в них можно через службу Соловецкого подворья, представительство которой есть и в Москве. И если путешествие с паломническими группами предполагает оплату за все виды услуг, то трудники получают бесплатные жильё и питание. По словам новой знакомой Марины, выбравшей последний вариант, чтобы при минимальном бюджете поближе познакомиться с жизнью на острове, он связан и с разными сложностями. А именно - с очень аскетичными условиями проживания (и лучше привезти свой спальник), возможностью мыться только из кружки или же в холодной купели, и минимум свободного времени.
С питанием на Соловках проблем я вообще не увидела, поэтому высказывание некоторых туристов на форумах о том, что нормально питаться на острове - достаточно дорого, показалось мне не совсем объективным. Потому что, к примеру, в кафе «Уют» и «Кают-компания» уха из свежевыловленной морской рыбы стоила 104 рубля, а салаты около 40 рублей. В двух магазинах и в монастырских ларьках много вкусной и недорогой выпечки. В ресторане при гостинице «Соло» цены хоть и несколько выше, но на фоне московских мне показались вполне демократичными.
В поселке хорошо организованы прокат велосипедов, экскурсионное обслуживание - «светское» и «паломническое», как «фирменное», так и предлагаемое гидами-частниками. Впрочем, про это и все остальное - много раз рассказано в интернете.
В первый же час пребывания на острове мне повезло опять: я вышла на организаторов фестиваля «На Соловецких островах», И, поскольку в первый день работы фестиваля регистрация была ещё открыта, меня приняли в свой чудесный коллектив. Фестиваль стал для меня - журналиста, открытием новых интересных тем.
Уже в Москве, в разговоре с друзьями, смогла понять, что же на Соловках - в дополнение к очевидному: мощнейшему культурно-историческому пласту и потрясающей красоты природы, оказалось для меня особенно значимым. Это блаженный отдых от агрессивных шумов больших городов и его суеты, гонки и городских стрессов. А ещё - ощущение праздника, потому что вдруг осознаешь, до чего же вкусны - чистейший воздух, напоенный ароматами трав и моря. Треска, выловленная «только что». Хлеб, испеченный по старинке в печке на дровах. Ягоды, съеденные прямо из соловецкого леса. Мармелад на агар-агаре - из солнечного детства. И дикие дороги, до которых ещё не дорвались любители активно окультуривать всё без разбору.
Возвращалась на большом теплоходе до Беломорска. Стоимость билета 1100. Бронируется по телефонам, которые можно найти как на причале, так и в экскурсионном центре, расположенным в главном корпусе гостиницы «Петербургская». А можно просто подойти к отправлению (время может варьироваться и зависит от погоды) и купить билет у трапа. На теплоходе есть киоск с сувенирами, книжки, кафе, в котором есть и титан с горячей водой.
Прямо с трапа теплохода пристроилась к туристическому автобусу, отправляющемуся в Петербург. А оттуда и до Москвы недалеко.
Полезная информация(при наборе номера с местного на острове телефона набираются только три последних цифры)
Аэропорт «Талаги» ООО «Вэртас-Поморье» в Архангельске : 8-818-35-90-236
Аэропорт «Соловецкие острова»: 8-818-35-90-311
Соловецкий монастырь: 8-818-35-90- 298
Гостиница «Приют»: 8-818-35-90-297
Гостиница «Соло»: 8-818-35-90-246
Гостиница «Соловки-отель» три звезды: 8-818-35-90-331
Общежитие «Петербургская гостиница»: 8-818-35-90-375
Гостиница «Причал» (г. Кемь): (8-814-58) - 56-060
Теплоходы «Василий Косяков» и «Метель» из г. Кемь: 8-814-58- 56-060
Автомобильная стоянка (г. Кемь):8-814-58- 56-060
«Другие Соловки» экспедиционный клуб - джипы и катера: 8-911-656 -50-98; 8-921-492-41-89
Соловки путешествия фестивали авторская